ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16 – 2559 / 2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 апреля 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу Горбунова Дмитрия Сергеевича (далее – Горбунов Д.С.) на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» (далее – должностное лицо НП «Самарская Лука») № 136 от 16 июня 2020 г., решение судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 16 сентября 2020 г., решение судьи Самарского областного суда от 26 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Горбунова Д.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» № 136 от 16 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 16 сентября 2020 г., решением судьи Самарского областного суда от 26 ноября 2020 г., Горбунов Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Горбунов Д.С. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить. Кроме этого Горбунов Д.С. просит кассационный суд признать дорогу ведущую к земельному участку с кадастровым номером № «Общественной», - установленный НП «Самарская Лука» аншлаг незаконным, - правоустанавливающие документы по принадлежности земельного участка с кадастровым номером № к НП «Самарская Лука» устаревшими и не имеющими юридической силы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Горбунова Д.С., прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.39. КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
Согласно статьи 12 раздела III Приказа Минприроды России от 25 февраля 2015 года № 69 «Об утверждении Положения о национальном парке «Самарская Лука», пребывание на территории национального парка (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России. На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национального парка, и их близких родственников.
Пункт 1 статьи 34 указанного выше Федерального закона, указывает на то, что у лиц находящихся на территориях национальных парков должно быть разрешение на право пребывание на территории парка.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 7 июня 2020 г. Горбунов Д.С. совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой территории – ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», выразившееся в пребывании физического лица, не связанного с функционированием национального парка, не являющегося жителем населенных пунктов, расположенных в границах национального парка, в рекреационной зоне в квартале № 3 Жигулевского участкового лесничества без письменного разрешения на это администрации НП «Самарская Лука».
Эти фактические обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом государственного инспектора Жигулевского участкового лесничества, фотоматериалами, решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10 августа 1984 года «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука», иными материалами дела.
Этим собранным по делу доказательствам в оспариваемых судебных актах указанными судьями была дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности для установления обстоятельств указанных в статье 26.1. КоАП РФ в соответствии с требованиями статьи 26.11. КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств названными судьями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1. указанного Кодекса.
Действия Горбунова Д.С. должностным лицом НП «Самарская Лука» и судьями двух судебных инстанций правильно квалифицированы по статье 8.39. КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Доводы жалобы Горбунова Д.С., поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в его жалобах на рассматриваемое постановление должностного лица НП «Самарская Лука», - решение судьи районного суда, являлись предметом проверки как судьи районного суда, так и судьи Самарского областного суда, обоснованно отвергнуты названными судьями по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, которые базируются на совокупности оцененных судами доказательств.
Несогласие Горбунова Д.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных указанными судьями обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов не является.
Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе Горбунова Д.С. не содержится.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьёй 24.5. КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения Горбунова Д.С. к административной ответственности соблюдён.
Постановление о привлечении Горбунова Д.С. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ для данной категории дел.
Право Горбунова Д.С. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Административное наказание Горбунову Д.С. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1., 3.8., 4.1., 4.2. и 4.3. КоАП РФ в пределах, установленных санкцией статьи 8.39. названного Кодекса.
Апелляционная жалоба Горбунова Д.С. на названное постановление должностного лица рассмотрена указанным судьёй районного суда в порядке, установленном статьёй 30.6. КоАП РФ.
Апелляционная жалоба Горбунова Д.С. на названное решение судьи районного суда рассмотрена указанным судьёй Самарского областного суда в порядке, установленном статьёй 30.6. КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17. КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты являются законными и обоснованными.
Требования жалобы Горбунова Дмитрия Сергеевича о признании дороги, ведущей к земельному участку с кадастровым номером 63:32:0000000:9219 «Общественной», - аншлага, установленного НП «Самарская Лука» незаконным, -правоустанавливающих документов по принадлежности земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:9219 к НП «Самарская Лука» устаревшими и не имеющими юридической силыследует оставить без рассмотрения, поскольку согласно статье 2.1. КоАП РФ эти требования к административным правонарушениям не относятся и их рассмотрение в соответствии со статьями 30.12. - 30.19. КоАП РФ не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13., пунктом 1 части 2 статьи 30.17. КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» № 136 от 16 июня 2020 г., решение судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 16 сентября 2020 г., решение судьи Самарского областного суда от 26 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Горбунова Дмитрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Горбунова Дмитрия Сергеевича в этой части - без удовлетворения.
Остальные требования жалобы Горбунова Д.С. оставить без рассмотрения.
Судья подпись О.В. Загороднов