Дело № 2-1136/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Надым ЯНАО 7 сентября 2023 г.
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Стрельцова Е.С. при секретаре судебного заседания Юровских А.О., с участием прокурора Патлатюка К.Е., представителя ответчика Самарского И.В., третьего лица <данные изъяты>., представителя третьего лица <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Надымского района о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
Надымский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Надымского района о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями законодательства. Из заявления следует, что Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
Администрацией поселка Приозерный с ООО «<данные изъяты>» *дата* заключен муниципальный контракт на оказание услуг по диагностике и технической оценке состояния поселковых дорог общего пользования на территории поселка Приозерный. По результатам составлен отчет по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Приозерный Надымского района ЯНАО.
В ходе обследования установлено, что
автомобильная дорога № *№ обезличен* участок *№ обезличен* имеет общую протяженность участков *№ обезличен* км, из которых участок протяженностью *№ обезличен* км требует ремонта, участок протяженностью *№ обезличен* км – капитального ремонта;
автомобильная дорога № *№ обезличен* участок *№ обезличен* имеет общую протяженность участков *№ обезличен* км, из которых участок протяженностью *№ обезличен* км требует капитального ремонта.
При этом согласно представленной администрацией поселения информации мероприятия по ремонту указанных дорог не принимались, должностные лица администрации ограничились только проведением соответствующей оценки.
По указанным фактам городской прокуратурой 13.02.2023 главе Администрации поселка Приозерный внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего момента не устранены.
*дата* сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Надымскому району осуществлено обследование автомобильных дорог в п. Приозерный, по результатам которого установлено, что в подтверждение произведенной оценки технического состояния автомобильных дорог: № *№ обезличен* участков *№ обезличен* по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участок *№ обезличен*; № *№ обезличен* участок *№ обезличен* в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорога имеет разрушение дорожных плит, требуется их замена. Выявленные недостатки непосредственно влияют на безопасность дорожного движения в п. Приозерный, что в свою очередь создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.
Прокурор просит возложить на Администрацию Надымского района в срок до *дата* обязанность по приведению в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на территории п. Приозерный Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
- автомобильной дороги № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильной дороги № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильной дороги по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от 1,370 км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км от *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильной дороги по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильной дороги № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км.
В судебном заседании прокурор Патлатюк К.Е. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, Администрации Надымского района, Самарский И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в иске отказать, пояснив, что на ремонт дорог 99% денежных средств выделяется из окружного бюджета согласно госпрограмме ЯНАО «Развитие транспортной инфраструктуры». Реализация указанных мероприятий ответчиком исполнена надлежащим образом. Решение о выделении средств будет принято в 4 квартале 2023 года. Заявленный прокуратурой срок является недостаточным, так как по независящим от ответчика причинам могут быть выделены средства меньшего размера.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, заместитель начальника отдела дорожного хозяйства, транспорта и озеленения Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района <данные изъяты>. в судебном заседании пояснил, что денежные средства на ремонт дорог выделяются и реализуются в течение нескольких лет. Ориентируясь на акты оценки состояния дорог, которые присылают поселки, до окружного руководства доводится потребность и планируется ее исполнение в течение 3-х лет. Исполнить решение за два года будет практически невозможно. Капитальный ремонт и реконструкция требуют проектно-изыскательских работ. Данные работы увеличивают общий срок ремонта дорог. Сначала приезжает проектная организация, осматривает и делает проект в соответствии с ГОСТом. Далее проект проходит государственную экспертизу, это тоже немалый срок. По итогам проектно-изыскательских работ можно оценить стоимость ремонта. Бюджетная комиссия ЯНАО рассматривает проект, потом распределяет денежные средства по годам и населенным пунктам. В 2023 году проектно-изыскательские работы по спорным дорогам не проводились, так как их стоимость не была заложена в бюджет 2023 года. Если проектно-изыскательские работы не успеют сделать до конца 2024 года, тогда возможно подать заявку на ремонт только в 2025 году, а проводиться он будет в 2026 году. На ремонт заявляется не один поселок, а весь Надымский район. По спорным объектам ближайшие проектно-изыскательские работы будут проводиться в 2024 году. Полагает, что заявленный прокурором срок является недостаточным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что заявленный прокурором срок по 31 декабря 2025 года является недостаточным. Для выполнения ремонтных работ на данных участках в п. Приозерный предоставляются субсидии из окружного бюджета. На 2024 год потребность заявлена в отношении поселковой дороги № *№ обезличен*, на 2025 год поселковая дорога № *№ обезличен*, на 2026 год автомобильная дорога по улице № *№ обезличен* Получен сметный расчёт от Администрации п. Приозёрный для приведения автомобильных дорог общего пользования в соответствие с установленными требованиями. Необходимы денежные средства в размере 58 864 786 руб. В эту сумму не вошла автомобильная дорога № *№ обезличен* участка *№ обезличен*, так как она требует реконструкции. Для проведения реконструкции требуется проект и государственная экспертиза, а это дополнительное время.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Территориальный орган Администрации Надымского района Администрация поселка Приозерный в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО в судебное заседание своего представителя не направил, представив письменный отзыв на иск, из которого следует, что муниципальным образованием Надымский район в рамках проектировок бюджета на очередной финансовый год и плановый период, работы по выравниванию покрытия, частичной замене дорожного покрытия из прямоугольных железобетонных плит в отношении части дорог, включенных в исковое заявление, предложены на период 2024-2026 годы (пункт 1.3 проекта программы дорожных работ по муниципальному округу Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 – 2026 гг.), решение по данному проекту будет принято комиссией по бюджетным проектировкам при формировании окружного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Надымской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
Согласно целям национального проекта «Безопасные и качественные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от *дата* № *№ обезличен*, доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии к 2024 году должна составить 85%.
В рамках исполнения указанных целей одной из задач национального проекта является проведение ремонтов автомобильных дорог местного значения для приведения их в нормативное состояние.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относится, в дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 статьи 17 Закона № 257-ФЗ).
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется её обследование, в процессе которого определяются среди прочего ширина проезжей части, продольный уклон (таблица 15 ГОСТ Р 52399-2022), продольная ровность (1.5.2.1 таблицы 5.1 ГОСТ Р 50597-2017).
Автомобильные дороги, расположенные в границах поселка Приозерный переданы в оперативное управление Администрации поселка Приозерный на основании договора оперативного управления от *дата* № *№ обезличен*.
Проверкой установлено, что во исполнение вышеуказанных требований закона Администрацией поселка Приозерный с ООО «<данные изъяты>» *дата* заключен муниципальный контракт № *№ обезличен* на оказание услуг по диагностике и технической оценке состояния поселковых дорог общего пользования на территории поселка Приозерный. По результатам составлен отчет по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Приозерный Надымского района ЯНАО. В ходе обследования автомобильных дорог, расположенных в п. Приозерный, установлено, что
автомобильная дорога № *№ обезличен* участок *№ обезличен* имеет общую протяженность участков *№ обезличен* км, из которых участок протяженностью *№ обезличен* км требует ремонта, участок протяженностью *№ обезличен* км – капитального ремонта;
автомобильная дорога № *№ обезличен* участок *№ обезличен* имеет общую протяженность участков *№ обезличен* км, из которых участок протяженностью *№ обезличен* км требует капитального ремонта.
При этом согласно представленной администрацией поселения информации мероприятия по ремонту указанных дорог не принимались, должностные лица администрации ограничились только проведением соответствующей оценки.
По указанным фактам, городской прокуратурой 13.02.2023 главе Администрации поселка Приозерный внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего момента не устранены.
*дата* сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Надымскому району обследованы автомобильные дороги в п. Приозерный, по результатам установлено, что в подтверждение произведенной оценки технического состояния автомобильных дорог: № *№ обезличен* участков *№ обезличен*; по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участок *№ обезличен*; № *№ обезличен* участок *№ обезличен* в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорога имеет разрушение дорожных плит, требуется их замена.
По мнению суда, выявленные недостатки непосредственно влияют на безопасность дорожного движения в п. Приозерный, что в свою очередь создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Также наличие в п. Приозерный автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, не соответствует целям и задачам национального проекта «Безопасные и качественные дороги», госпрограмме ЯНАО «Развитие транспортной инфраструктуры».
Суд учитывает, что капитальный ремонт и реконструкция дорог требуют проектно-изыскательских работ, по итогам которых оценивается стоимость ремонта, затем следует распределение денежных средств по годам и населенным пунктам. По спорным объектам ближайшие проектно-изыскательские работы будут проводиться в 2024 году.
Учитывая изложенное, исковые требования Надымского городского прокурора подлежат частичному удовлетворению, запрашиваемый в иске срок исполнения обязанности по ремонту дорог суд считает недостаточным и считает возможным установить указанный срок до 01.07.2026.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Надымского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Надымского района в срок до 1 июля 2026 года привести в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на территории п. Приозерный Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
- автомобильную дорогу № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильную дорогу № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильную дорогу по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км от *№ обезличен* км;
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильную дорогу по ул. № *№ обезличен* ж/поселка участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км;
- автомобильную дорогу № *№ обезличен* участка *№ обезличен* в промежутках:
от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км; от *№ обезличен* км до *№ обезличен* км.
Решение может быть обжаловано через Надымский городской суд в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Дата вынесения решения в мотивированной форме 12 сентября 2023 г.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна: Судья: Е.С. Стрельцов
Секретарь суда_______
Решение не вступило в законную силу: 12 сентября 2023 г.
Подлинник решения хранится в деле № 2-1136/2023
в Надымском городском суде ЯНАО
УИД 89RS0003-01-2023-001222-78