Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-834/2024 (2-11087/2023;) ~ М-10427/2023 от 23.10.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-014155-98 Дело № 2- 834/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Вильберегр Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

5 февраля 2024 года гражданское дело по иску Мяндина Алексея Илларионовича к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара»: о признании прекращения мер социальной поддержки незаконным, о возложении обязанности по выплате неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Мяндин АИ. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, просил суд

- признать незаконным прекращения мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с ** ** **;

- обязать ответчика к выплате неосновательного обогащения- мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с ** ** **;

Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен исходя из его предмета и основания. При этом суд не наделен правом собственной инициативы относительно заявленных требования. Иное означало бы нарушение важнейшего принципа гражданского процесса - принципа диспозитивности.

В судебном заседании объявлен перерыв с 01.02.2024 до 12 час. 00 мин. 05.02.2024.

В судебное заседание участники процесса не явились, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, материалы гражданского дела, личного дела получателя льгот, суд приходит к следующему.

Установлено, что Мяндин А.И. состоит на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» по категории «...».

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды и лица, являющиеся ветеранами труда.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе определен круг лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В <данные изъяты>

<данные изъяты>

компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";

Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 утверждены Правила и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, (далее по тексту- Правила и формы) Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (вместе с "Порядком и условиями выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива по переданным Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами", "Перечнем должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных частями 1 и 2 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми"

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация)( п. 13 Правил и форм)

Пункт 14 Правил и форм предусматривают обязанность гражданина, получающего меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств - уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.

Суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации (п. 17 Правил и форм)

Положениями действующего в РФ законодательства предусмотрена обязанность лица- получателя мер социальной поддержки -в определенные сроки уведомить центр по месту жительства и представить документы о возникновении обстоятельств, влияющих на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации: в частности - при изменении места жительства (пребывания).

В силу положений п.п.2 п. 20 Правил и форм перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства (пребывания) гражданина, возобновляется по новому месту жительства (пребывания): с месяца, следующего за месяцем обращения, в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) заявления и документов, указанных в подпунктах 1, 5, 8 и 9 пункта 3 настоящих Правил, по истечении 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания).

В рассматриваемом случае Мяндин А.И. ** ** ** обратился в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о назначении и предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «...».

При оформлении соответствующего заявления под подпись проинформирован об обязанности сообщения в орган социальной защиты населения о наступлении обязательств, влекущих прекращение либо возобновление мер социальной поддержки.

Мера социальной поддержки были предоставлены Мяндину А.И.

Изменение места жительства влечет изменение размера оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, что соответственно может повлечь изменение и размера компенсации этих расходов. В связи с чем, имеется необходимость в регулярном уточнении сведений и обязанности получателя социальной поддержки сообщать о возникновении обстоятельств, перечисленных в пункте 14 Правил, влияющих на право предоставления компенсации и на ее размер. Такие меры позволяют более полно реализовать принцип адресности, обеспечивающий предоставление социальной поддержки конкретным категориям гражданам, которые в этом нуждаются, и в предусмотренных законом размерах. Приведенные меры не нарушают конституционного принципа - всеобщего права на социальную защиту в Республике Коми, поскольку все потенциальные получатели социальной поддержки, определенные законом, имеют равные права на ее получение.

В последующих заявлениях, представленных в связи с изменением места жительства от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** Мяндин также предупрежден об обязанности сообщения в орган социальной защиты населения о наступлении обязательств, влекущих прекращение либо возобновление мер социальной поддержки; о том, что государственная услуга, предоставленная неправомерно вследствие предоставления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на назначение и выплату государственной услуги или на исчисление ее размера взыскивается в установленном законом порядке

Так, в заявлении от ** ** ** указано место жительства Мяндина А.И. – ...

Меры социальной поддержки, учетом проживания Мяндина по адресу: ... предоставлены Мяндину А.И. (протокол решения о предоставлении МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг № ...

Из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что ** ** ** Мяндин А.И. снят с регистрационного учета по месту жительства: ..., о чем в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» не сообщил.

Получив в порядке межведомственного взаимодействия указанную информацию, ответчик прекратил предоставление истцу мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

При этом сумма мер социальной поддержки, уже выплаченной Мяндину А.И. за период с ** ** ** по ** ** ** составила 4 957, 33 руб. (4008 руб. из республиканского бюджета и 949,33 руб. из федерального бюджета),

** ** ** Мяндин А.И. вновь обратился в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о назначении и предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран боевых действий». с указанием на место своего жительства: ..., по результатам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении мер социальной поддержки с ** ** ** года

Согласно ст. ст. 55, 56 и 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Обязанность по доказыванию неосновательности обогащения возложена законом на истца, а данных, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях ответчика, не установлено.

Заявляя исковые требования в рамках настоящего спора Мяндин А.И. не согласен с принятым решением о прекращении предоставления мер социальной поддержки, с удержанием денежных средств, полученных в качестве мер социальной поддержки.

Вместе с тем, из предоставленных в материалы дела доказательств, следует, что ответчик действовал в чётком соответствии с приведенными выше положениями действующего в РФ законодательства, в том числе, п. 17 Правил и форм)

При этом, удержанные суммы мер социальной поддержки не свидетельствуют о неосновательном обогащении со стороны ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара.

Мяндин А.И. не представил в суд доказательств наличия уважительных причин не извещения ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» об изменении места жительства ; о наступлении обязательств, влекущих прекращение мер социальной поддержки.

При этом доводы Мяндина А.И. о том, что он не знал о необходимости предоставления таких сведений несостоятельны.; доводы о наличии уважительных причин несообщения указанной информации (в т.ч. по причине состояния здоровья) не подтверждены допустимыми доказательствами (заключениями специалистов-экспертов, иными доказательствами)

Наблюдение у терапевта и невролога, получение рекомендаций врача, в том числе, по соблюдению режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, избеганию употребления алкоголя не являются достоверными доказательствами в пользу доводов Мяндина А.И. по настоящему иску, не свидетельствуют о невозможности сообщения ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» сведений об изменении места жительства по состоянию на дату снятия истца с регистрационного учета по адресу: ....

Поведение Мяндина А.И. (своевременное извещение ранее в т.ч. ** ** **, ** ** **, ** ** ** ГБУ РК «ЦСЗН» об изменении места жительства), а также последующее обращение за предоставлением мер социальной поддержки, напротив, свидетельствует об осведомленности истца:

- о порядке предоставления мер социальной поддержки

- о наличии обязанности извещения о наступлении обязательств, влекущих прекращение мер социальной поддержки.

При рассмотрении судом настоящего спора Мяндин А.И. заблаговременно к датам судебных заседаний направил в суд заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное поведение истца, по мнению суда, также не свидетельствует о забывчивости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, отсутствие ходатайств о необходимости истребования дополнительных доказательств, сведений о невозможности представления иных доказательств по делу, рассмотрев спор в пределах ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд оставляет заявленный иск без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении иска Мяндина Алексея Илларионовича (...) к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара» (ИНН 1101481609) :

- о признании незаконным прекращения мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с ** ** **;

- о возложении обязанности по выплате неосновательного обогащения- мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с ** ** **;

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.С. Некрасова

Решение суда принято в окончательной форме 09 февраля 2024 года.

2-834/2024 (2-11087/2023;) ~ М-10427/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мяндин Алексей Илларионович
Ответчики
ГБУ "Комплексный ЦСЗН г. Сыктывкара"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Некрасова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2023Предварительное судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее