УИД 72RS0001-01-2023-000065-06 № 2-72/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Абатское 06 апреля 2023 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Боровой И.Ю.,
с участием прокурора Абатского района Волика Е.Н. и помощника прокурора Абатского района Тарасовой Ю.С.,
при секретаре Белобородовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абатского района Тюменской области, действующего в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Овчинниковой О.В., к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Прокурор Абатского района Тюменской области в интересах Овчинниковой О.В. обратился в суд с иском к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Свои требования мотивирует тем, прокуратурой Абатского района проведена проверка по обращению Овчинниковой О.В. о нарушении ее жилищных прав. По результатам проверки установлено следующее: Шварц О.В. (после вступления в брак изменила фамилию на Овчинникова, далее по тексту - Овчинникова) является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в отделе опеки и попечительства Усть-Таркского района Новосибирской области. На основании постановления администрации Усть-Таркского района Новосибирской области от 04.12.2017 № 405 Овчинникова О.В. с 04.12.2017 года была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Усть-Тарского района. С декабря 2021 года Овчинникова О.В. изменила место жительства и переехала для постоянного проживания на территорию Тюменской области в <адрес>. 07.09.2022 года Овчинникова О.В. подала письменные заявления через портал государственных услуг Тюменской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Абатского муниципального района и об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства на территории Новосибирской области и включению их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства на территории Абатского муниципального района. По результатам рассмотрения указанных заявлений и.о. начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Кузнецовой Г.А. принято решение об отказе заявленных требований в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Абатского муниципального района. Как следует из ответа на запрос в удовлетворении заявления Овчинниковой О.В. было отказано в связи с тем, что в соответствии с п.п. 23,24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, возможность исключения из списка по прежнему месту жительства и включения в список по новому месту жительства действующим законодательством предусмотрена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте до 18 лет. Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте старше 18 лет, действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления об исключении из Списка по прежнему месту жительства и включению в Список по новому месту жительства. Овчинникова О.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по предыдущему месту жительства, новым местом жительства истца является <адрес>. Смена постоянного места жительства, а именно переезд в другую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Основанием предъявления прокурором в суд данного заявления послужил факт обращения Овчинниковой О.В. в прокуратуру с письменным заявлением о нарушении ее жилищных прав. Просит суд признать незаконным отказ отдела по опеке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) во включении Овчинниковой О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Абатского муниципального района. Обязать Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) исключить Овчинникову О.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства на территории Новосибирской области и включить Овчинникову О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства на территории Абатского муниципального района.
Помощник прокурора Абатского района Тарасова Ю.С. и прокурор Абатского района Волик Е.Н. в судебном заседании иск поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Овчинникова О.В. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) по доверенности и третье лицо Кузнецова Г.А. против удовлетворения иска возражала по тем основаниям, что порядок исключения из списка по прежнему месту жительства и включения в список по новому месту жительства регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, которые относились к категории детей (лиц), и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей (лиц) из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее по тексту – постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397), постановлением Правительства Тюменской области от 31.01.2020 года № 35-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей (лиц) на жилые помещения и об утрате силы некоторых нормативных правовых актов» (далее по тексту - постановление Правительства Тюменской области от 31.01.2020 года № 35-п). В соответствии с п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, п. 3 приложения 4 к постановлению Правительства Тюменской области от 31.01.2020 года № 35-п при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. При этом новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В связи с этим, у Овчинниковой О.В. отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса и принятия решения об исключении из списка по прежнему месту жительства на территории Новосибирской области, так как данная возможность предусмотрена только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства до достижения возраста 18 лет. Установлено, что Овчинникова О.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Новосибирской области, и сменила место жительства (на Тюменскую область) после достижения совершеннолетия. Учитывая изложенное, у Овчинниковой О.В. отсутствуют основания для исключения из списка по прежнему месту жительства (Новосибирская область) и включении в список по новому месту жительства (Тюменская область). Просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц администрации Абатского муниципального района Тюменской области, Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области, администрации Усть-Таркского района Новосибирской области в суд не явились, о месте, дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д. 80,81). От представителя администрации Абатского муниципального района Тюменской области по доверенности ФИО6 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Абатского муниципального района, против удовлетворения исковых требований прокурора Абатского района не возражает (л.д.69). От начальника отдела опеки и попечительства администрации Усть-Таркского района ФИО7 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Усть-Таркского района Новосибирской области (л.д.82).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Абатского районного суда Тюменской области abatsky.tum.sudrf.ru. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
На основании п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из абз. 1 п. 1 ст. 8абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 30.1 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством Тюменской области в соответствии с федеральным законодательством (ч.1). Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правительством Тюменской области могут быть установлены случаи, в которых жилые помещения могут быть предоставлены детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч.2). Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту их жительства (при невозможности определения места жительства - по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа (ч.6).
На основании ст. 1 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области предоставляемых им по договорам социального найма» от 7 октября 1999 года № 137, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно п.1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Как установлено судом, Шварц О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью указана ФИО8, отцом указан ФИО9, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.11).
31.10.2022 г. Шварц О.В. зарегистрировала брак с ФИО10, ей присвоена фамилия Овчинникова (л.д. 13).
Приговором Татарского районного суда Новосибирской области от 28.06.2017 года ФИО8 (мать Овчинниковой О.В.) осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, с назначением наказания в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 31-34).
Согласно постановлению администрации Усть-Таркского района Овчинникова О.В. с 04.12.2017 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Усть-Таркского района (л.д. 29).
Информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии подтверждается факт отсутствия у Овчинниковой О.В. недвижимого имущества на территории Российской Федерации (л.д.84,85).
Согласно информации МП ОП № 1 МВД России «Ишимский» (дислокация с. Абатское) Овчинникова О.В. значится зарегистрированной по месту жительства с 21.12.2021 года по настоящее время по адресу: <адрес>. Также у Овчинниковой О.В. имеется регистрация по месту пребывания с 12.10.2022 года по 30.06.2023 года по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Из информации администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района следует, что Овчинникова О.В. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес> и имеет следующий состав семьи: ФИО10 - супруг (л.д. 15,17).
07.09.2022 года Овчинникова О.В. обратилась с письменным заявлением через Портал государственных услуг Тюменской области в Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) департамента социального развития Тюменской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Абатского муниципального района и об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства на территории Новосибирской области и включению их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства на территории Абатского муниципального района (л.д. 19,22).
Приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) департамента социального развития Тюменской области от 27.09.2022 года № 739-ос в удовлетворении требований Овчинниковой О.В. отказано, в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Абатского муниципального района (л.д.23).
Судом установлено, что Овчинникова О.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по предыдущему месту жительства, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого фонда жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, при том, что новым местом жительства Овчинниковой О.В., ввиду её переезда на постоянное место жительства, является <адрес>, обращаясь в установленном законом порядке с заявлением в Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) департамента социального развития Тюменской области об исключении её из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Овчинникова О.В. указывала на изменение своего места жительства. При этом смена постоянного места жительства, а именно переезд из Новосибирской области на постоянное место жительства в Тюменскую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отказ отдела по опеке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) во включении Овчинниковой О.В., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Абатского муниципального района незаконным, а потому иск следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Абатского района Тюменской области, действующего в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Овчинниковой О.В., к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Признать незаконным отказ отдела по опеке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) во включении Овчинниковой Оксаны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Абатского муниципального района.
Обязать Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) исключить Овчинникову Оксану Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства на территории Новосибирской области и включить Овчинникову Оксану Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства на территории Абатского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 07 апреля 2023 года.