Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-2259/2024 от 14.03.2024

УИД 21RS00022-01-2023-001027-95

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                № 16-2259/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 апреля 2024 года                                                          город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу старшего госинспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску Никифорова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от                   19 сентября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Иванова Сергея Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением старшего госинспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску от 13 апреля 2023 года № 18810021210000981755, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 мая 2023 года, Иванов Сергей Витальевич (далее Иванов С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2023 года, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 мая                    2023 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 сентября 2023 года постановление старшего госинспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску от 13 апреля 2023 года № 18810021210000981755 отменено с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1                  статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2024 года решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 сентября 2023 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Никифоров А.В. просит отменить решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 сентября 2023 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от                          8 февраля 2024 года, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Иванов С.В., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче старшим госинспектором РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску Никифоровым А.В. жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Иванова С.В. постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица выводы о том, что он 4 апреля 2023 года в 00 часов                         01 минуту по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Энтузиастов, дом 13 в нарушение пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, не подал заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы лично в регистрационное подразделение в десятидневный срок со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

В ходе производства по делу судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, исходил из того, что Иванов С.В. своевременно обратился с заявлением о регистрации транспортного средства, то есть в течение 10 дней со дня приобретения права владельца транспортного средства.

При таких обстоятельствах судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики пришел к выводу о том, что в действиях Иванова С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с данными выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что на основании договора купли-продажи от 24 марта 2023 года Иванов С.В. приобрел транспортное средство Тойота Танк, 2017 года выпуска, 1 апреля 2023 года через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) он подал заявление о регистрации перехода права собственности и получения нового регистрационного номера, дата оказания услуги была выбрана 8 апреля 2023 года.

Из представленных Ивановым С.В. скриншотов личного кабинета портала Госуслуги следует, что заявление № 94015395 о регистрации перехода права собственности и получения нового регистрационного номера было сформировано, зарегистрировано на портале, отправлено в ведомство 1 апреля 2023 года в 17 часов 47 минут и зарегистрировано в Министерстве внутренних дел РФ в 17 часов 48 минут.

Между тем, принимая такое решение, судья городского суда оставил без внимания и оценки следующие обстоятельства.

В силу пункта 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от                  3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ) владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

Владелец транспортного средства имеет право на обращение в регистрационное подразделение с заявлением о совершении регистрационных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от                       3 августа 2018 года № 283-ФЗ).

Пунктом 127 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее - Административный регламент), внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Из положений пунктов 23 и 24 Административного регламента следует, что прием заявителей осуществляется в соответствии с очередностью предварительной записи, сформированной с учетом заявлений, поданных с помощью Единого портала, и заявок системы управления электронной очереди и иных электронных систем управления движением заявителей, реализованных в регистрационных подразделениях. При наличии свободного времени прием заявителей может осуществляться в порядке живой очереди.

Как установлено судьей городского суда, на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) имеется возможность получения государственной услуги по регистрации транспортных средств либо в электронном виде, либо посредством записи в подразделение Госавтоинспекции. По каждому типу получения услуги реализованы собственные формы заявления, справочники доступных отделений и возможных дат и времени их посещения. Информационное взаимодействие с МВД России по каждому из типов получения услуги осуществляется по двум различным сервисам МВД России.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от                     3 августа 2018 года № 283-ФЗ при внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных со сменой владельца транспортного средства, проводится осмотр транспортного средства.

Как следует из представленных материалов дела, Иванов С.В., воспользовавшись единым порталом государственных и муниципальных услуг, выбрал услугу по регистрации транспортного средства, оказываемую в Регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску, записавшись в это подразделение на прием в 14 часов                     30 минут 8 апреля 2023 года, то есть по истечении предусмотренного срока для регистрации транспортного средства.

Предоставив в указанное подразделение ГИБДД необходимые документы и транспортное средство для осмотра, данная услуга ему была оказана 8 апреля 2023 года, согласно выбранной им предварительной записи.

Между тем данные обстоятельства предыдущими судебными инстанциями оставлены без надлежащей оценки. Делая выводы о своевременном обращении Иванова С.В. с заявлением о регистрации транспортного средства, так как заявление на портале Госуслуги зарегистрировано 1 апреля 2023 года, судебными инстанциями не исследовался вопрос, имелось ли свободное время в очереди для подачи заявления о регистрации транспортного средства до истечения установленного законом срока и имелась ли у Иванова С.В. до истечения этого срока реальная возможность при условии, что прием заявителей осуществляется в соответствии с очередностью предварительной записи, сформированной с учетом заявлений, поданных с помощью Единого портала, и заявок системы управления электронной очереди и иных электронных систем управления движением заявителей, реализованных в регистрационных подразделениях, подать документы на регистрацию, а также устранить имеющиеся в документах недостатки.

В своих жалобах, поданных в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо административного органа последовательно указывает, что в период с 24 марта по 4 апреля 2023 года в РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску всего было подано 245 заявлений через единый портал государственных услуг. По предварительной записи через терминал электронной очереди, находящегося в зале ожидания граждан – 103, оказано услуг по таким заявлениям - 274. Согласно базы данных Госавтоинспекции, за вышеуказанный период проведено 347 регистрационных действий по постановке на учет (регистрации) транспортных средств, а также внесения изменений в регистрационные данные транспортных средств. В соответствии с пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации при наличии свободного времени, в порядке живой очереди было принято 73 заявления на проведения регистрационных действий, в связи с чем у Иванова С.В. имелась возможность регистрации транспортного средства до истечения десятидневного срока со дня заключения договора купли-продажи автомобиля.

Указанным обстоятельствам надлежащая оценка не дана.

Такое рассмотрение дела не отвечает требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а принятое судьей районного суда решение является преждевременным.

Вывод судьи городского суда о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без учета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

Вышестоящей судебной инстанцией допущенное судьей городского суда нарушение не устранено.

Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судебными инстанциями ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 названного Кодекса, составляет шестьдесят календарных дней.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 сентября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Иванова Сергея Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части вышеуказанные судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

            постановила:

            жалобу старшего госинспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску Никифорова А.В. удовлетворить.

Решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 сентября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Иванова Сергея Витальевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

            Судья                                                                                            Л.А.Трескунова

16-2259/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иные результаты рассмотрения жалоб и протестов на постановления и последующие решения суда с удовлетворением
Ответчики
ИВАНОВ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.19.22 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее