ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1643/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 29 марта 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу главы Новочернореченского сельсовета Кольского района Красноярского края Моисеенко Елены Сергеевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края от 28 июня 2021г. и решение судьи Козульского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021г., вынесенные в отношении главы Новочернореченского сельсовета Кольского района Красноярского края Моисеенко Елены Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края от 28 июня 2021г., оставленным без изменения решением судьи Козульского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021г., должностное лицо - глава Новочернореченского сельсовета Кольского района Красноярского края Моисеенко Е.С. как исполняющая обязанности главы администрации Новочернореченского сельсовета Кольского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Моисеенко Е.С. настаивает на незаконности обжалуемых судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, кроме прочего, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ч.4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), которым определен, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог города и других населенных пунктов.
Пунктом 6.2.17 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20 декабря 2019г. N 1425-ст, (далее ГОСТ Р 52289-2019), установлены правила применения горизонтальной разметки "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20 декабря 2019г. N 1425-ст, (далее ГОСТ Р 52289-2019), установлены правила применения горизонтальной разметки 1.14.1 обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Подпунктами «б, 2» п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 определены требования к ограничивающим пешеходным ограждениям дорог и улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
Исполнение указанных нормативных актов возложено на лиц, ответственных за содержание дорог.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления дорожного надзора сотрудниками отделения ОГИБДД отделения МВД России по Козульскому району 19 мая 2021г. выявлено, что в п. Новочернореченский Козульского района Красноярского края по ул. Советская, 36 не соблюдаются требования п 6.2.17 и пп «б, 2» п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 о нанесении дорожной разметки 1.14.1 и установлении ограждения, по ул. Карла Маркса, 10, ул. Деповская, 23А не соблюдаются требования п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 о нанесении дорожной разметки 1.14.1.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков и приложенными к ним фототаблицами и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние должностного лица Моисеенко Е.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что Моисеенко Е.С. не является главой администрации указанного муниципального образования районный суд верно отверг как необоснованные со ссылкой на Устав сельского поселения Новочернореченский сельсовет Козульского муниципального района Красноярского края, утвержденный решением Новочернореченского сельского Совета депутатов Козульского района Красноярского края от 28 декабря 2020г. N 04-22Р.
Так, согласно ст. 6 Устава глава Новочернореченского сельсовета - высшее выборное должностное лицо сельского поселения, избираемое депутатами Новочернореченского сельского Совета депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Администрация Новочернореченского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Новочернореченскому сельскому Совету депутатов. Главой администрации является глава сельсовета, который руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия.
Доводы жалобы о том, что судья районного суда в обоснование обязанности органов местного самоуправления, возглавляемых Моисеенко Е.С., содержать дороги местного значения сослался на норму, не предусматривающую такой обязанности для сельских поселений - п 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, не свидетельствует о незаконности принятого судебного решения.
Случаи и порядок, в котором обязанность по содержанию дорог, предусмотренная п.5 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона, возлагается на органы местного самоуправления сельского поселения, предусмотрена ч.4 ст. 14 и ч.4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Из Устава сельского поселения Новочернореченский сельсовет Козульского муниципального района Красноярского края (п. 15 ч.1 ст. 7) и Устава Козульского муниципального района Красноярского края, утвержденного решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 12 мая 2009г. N 43-345Р, (п. 15 ч.1 ст. 7), следует, что данная обязанность разделена между органами местного самоуправления и муниципальными органами: к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а к вопросам местного значения муниципального района такая деятельность относится вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Сведений о принятии Моисеенко Е.С. мер по организации и контролю за исполнением должностными лицами исполнительного органа местного самоуправления своих обязанностей по содержанию дорог местного значения, выполнению требований вышеуказанного законодательства материалы дела не содержат.
Жалоба на постановление мирового судьи рассмотрена районным судом в соответствии с требованиями ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, доводам жалобы заявителя, в том числе о нарушении правил инстанционной подсудности в связи с проведением административного расследования по делу, дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящих судов и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, оснований не согласиться с которыми не имеется.
К административной ответственности Моисеенко Е.С. привлечена с соблюдением порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Моисеенко Е.С. в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края от 28 июня 2021г. и решение судьи Козульского районного суда Красноярского края от 9 сентября 2021г. оставить без изменения, жалобу Моисеенко Е.С. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева