Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-298/2019 от 19.02.2019

Дело № 12-298/2019

Мировой судья Берсенева О.П.

РЕШЕНИЕ

16 апреля 2019 года                                                                                  г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,

при секретаре Москвиной К.А.,

с участием должностного лица Никитина И.Ф.,

защитника Шиловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Геворгизова Н.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми Берсеневой О.П. от ДД.ММ.ГГГГ.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района г. Перми ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении -ДОЛЖНОСТЬ- -организация- Никитина И.Ф. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава вменяемого административного правонарушения, при этом мировой судья пришел к выводу, что предписание Рособрнадзора было своевременно и в полном объеме исполнено.

Государственный инспектор отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора Геворгизов Н.М., не согласившись с вынесенным постановлением, подал жалобу, в которой просил указанное постановление отменить, признать -ДОЛЖНОСТЬ- -организация- Никитина И.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что при принятии указанного постановления мировым судьей допущены нарушения норм материального и процессуального права. По результатам проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Рособрнадзором ДД.ММ.ГГГГ. установлено исполнение предписания не в полном объеме, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. экспертными заключениями аттестованных экспертов и протоколом об административном правонарушении, поэтому выводы мирового судьи является ошибочными, свидетельствуют о неполном и одностороннем исследовании обстоятельств дела.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен, направил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В судебном заседании -ДОЛЖНОСТЬ- -организация- Никитина И.Ф. и ее защитник с доводами жалобы были не согласны, представили письменные объяснения, в которых просили постановление мирового судьи оставить без изменения, как законное, обоснованное и мотивированное надлежащим образом, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

          Согласно п.п. «г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в частности:

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации (ч.1).

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч.2).

К основным образовательным программам относятся (ч.3):

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся (ч.4):

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч.7).

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов (ч.8).

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (ч.10).

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.12).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (ч.14).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения (ч.15).

Согласно ст.79 Закона об образовании, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1).

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч.3).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч.4).

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч.6).

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся (ч.8).

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч.10).

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (ч.11).

Нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , была проведена внеплановая выездная проверка в отношении -организация- контроля исполнения предписания Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. .

По результатам проведенной проверки, лицензиату был выдан Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ , предписание (повторно) от ДД.ММ.ГГГГ , а также составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. , в части не устранения следующих нарушений:

- п.п.«г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у организации отсутствуют разработанные иутвержденные основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 37.03.01 Психология, 38.03.01.Экономика, 8.03.02 Менеджмент, 40.03.01 Юриспруденция в соответствии со статьей 12 Закона об образовании; отсутствует компонент образовательной программы «учебный план» (представлен «рабочий учебный план») (п. 9 ст. 2 Закона об образовании); отсутствует самостоятельный утвержденный компонент образовательной программы «календарный учебный график» (представлен в составе «рабочего учебного плана»); отсутствует компонент образовательной программы «рабочие программы дисциплин» (представлены только в электронном виде); отсутствует компонент образовательной программы «оценочные материалы» (представлены только в электронном виде); отсутствует компонент образовательной программы «методические материалы»; нарушен порядок утверждения образовательных программ (компоненты образовательных программ «рабочие учебные планы» утверждены 29.06.2018г., а сами программы – 30.06.2017); отсутствует основная профессиональная образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция по государственно-правовому профилю (представлен только гражданско-правовой профиль);

- п.п. «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у организации отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие требованиям статьи 79 Закона об образовании (в нарушение требований СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016г. № 798/пр), у образовательной организации отсутствуют выделенные места для стоянки автотранспорта инвалидов; информирующие тактильные таблички при входе в здание, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля; пандусы при входе в учебный корпус; расширенные дверные проемы; рельефные тактильные полосы; оборудованная туалетная комната для инвалидов; паспорт доступности объекта - подтверждается планом административно-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ (раздел «Создание безбарьерной образовательной среды вуза»), утвержденным ректором института ДД.ММ.ГГГГ.).

-организация- является некоммерческой унитарной организацией, созданной для осуществления деятельности, направленной на достижения целей удовлетворения потребностей личности в развитии и обучении, на становление высокого уровня профессионализма в современном обществе и иных целей, предусмотренных уставом. Предмет деятельности - оказание образовательных услуг (Устав).

-организация- имеет свидетельство о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ на подготовку специалистов среднего звена по специальностям «Юриспруденция» и «Изобразительное и прикладное виды искусств» и лицензию на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года .

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Никитина И.Ф. вступила в должность ректора -организация-

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Оценивая в имеющиеся в деле доказательства и доводы жалобы, судья соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии в материалах дела достаточных доказательств свидетельствующих о неисполнении должностным лицом предписания Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ., учитывая, что подтверждающие исполнение предписания документы были своевременно направлены в Рособрнадзор, а также представлены мировому судье при рассмотрении дела.

При вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ректора Автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский социальный институт» Никитина И.Ф. за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, все имеющиеся в деле доказательства мировым судьей были оценены в совокупности, согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Указанным доказательствам мировой судья дал надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об исполнении предписания своевременно и в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Доводы жалобы о неполном и одностороннем исследовании обстоятельств дела, нарушении и неправильном применении норм законодательств в сфере образования и КоАП РФ, не нашли своего подтверждения и по сути направленны на переоценку выводов мирового судьи, оснований для которой судья апелляционной инстанции не находит.

Ссылки в жалобе на экспертные заключения аттестованных экспертов, также не влекут отмену постановления, поскольку содержащиеся в них выводы дублируют содержание акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ который исследовался мировым судьей при рассмотрении дела и которому была дана надлежащая оценка, и не содержат какой-либо дополнительной информации, подтверждающей неисполнение предписания.

При этом, судья соглашается с выводами мирового судьи о том, что выводы административного органа, содержащиеся в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении, о неисполнении предписания, не мотивированы должным образом. В акте проверки отсутствуют указания на то, какие именно обязательные компоненты отсутствуют в образовательных программах. Конкретизация содержится только в протоколе об административном правонарушении, что мировой судья обосновано признал недопустимым и нарушающим права лица, привлекаемого к административной ответственности. В самом предписании указывается на отсутствие образовательных программ, а не на их недостатки. При этом, мировым судьей по результатам рассмотрения дела выполнение предписания в части наличия образовательных программ было установлено, а факт нарушения требований Закона об образовании в результате наличия недостатков образовательных программа, указанных в протоколе, признан недоказанным.

Также судья соглашается с выводами мирового судьи о том, что предписанием лишь констатирован факт отсутствия у организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующих требованиям статьи 79 Закона об образовании. При этом не указано, какие конкретно специальные условия отсутствуют и какие требования ст. 79 указанного федерального закона нарушены, не представлены доказательства наличия нарушений (акты осмотров, фотоматериалы и т.д.) Не содержится такой информации и в акте проверки и в заключениях экспертов.

В то же время, мировым судьей подробно исследованы представленные Никитина И.Ф. документы, свидетельствующие об исполнении предписания в данной части в полном объеме и в установленный срок, и отсутствия в деле доказательств не обеспечения специальных условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующих требованиям статьи 79 Закона об образовании.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов мирового судьи, в жалобе не содержится и в ходе ее рассмотрения не установлено.

Существенных нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к неверному разрешению дела, не имеется.

На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░

    ░░░░░:                                           ░.░. ░░░░░░░░

12-298/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Никитина Инна Филипповна ректор АНОВПО "Прикамский социальный институт"
Другие
Шилова Светлана Викторовна
Геворгизов Николай Михайлович
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Анищенко Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
19.02.2019Материалы переданы в производство судье
16.04.2019Судебное заседание
16.04.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.04.2019Вступило в законную силу
24.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее