№ П16-4345/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 6 октября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2023 года Малькова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить, мотивирует тем, что она не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Из материалов дела следует, что на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», государственного задания на 2021 год №051-00115-21-00, полученной информации от МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 21.07.2022 №23-ИА-09/14903, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Нижне-Сочинского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» проведено обследование части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:8177.
Обследованием установлено, что в соответствии с данными о границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Сочинский национальный парк, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 №534 «О расширении территории Сочинского национального парка» в редакции Постановления Правительства Российской федерации от 19.06.2017 №729 и материалов лесоустройства Сочинского национального парка 2016 года, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:8177 в настоящее время расположен вне границ территории ФГБУ «Сочинский национальный парк». Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, право постоянного бессрочного пользования за указанным земельным участком закреплено за ФГБУ «Сочинский национальный парк». На указанном земельном участке расположен объект незавершённого капитального строительства (дом с залитым перекрытием первого этажа) огороженный забором из металлопрофиля на части земельного - участка с кадастровым номером 23:49:0000000:8177. Координата места застройки (43.60499220, 39.75962465).
По результатам административного расследования установлено, что 19.08.2022 в приёмную-секретариат Учреждения поступило письмо от 19.08.2022 №7239 ООО «Архитектурно-кадастровое бюро» о том, что в рамках договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого с ФИО1, ООО «АКБ» проводит кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0301002:38, 23:49:0301002:39 и 23:49:0301002:18, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Южный склон горы Вишнёвой.
В ходе сопоставления предоставленных ООО «АКБ» координат межевых планов земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301002:38, 23:49:0301002:39 и 23:49:0301002:18 и координатой места застройки 43.60499220, 39.75962465, указанной в акте выездного обследования и патрулирования территории от 05.09.2022, установлено наложение (близость) указанной координаты с координатами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301002:38.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мальковой О.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ.
Между тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, 29 августа 2022 года в адрес защитника Мальковой О.А. – Мальковой Е.А. было направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: <адрес>, стр. 1, <адрес>.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № извещение не доставлено по причине неудачной попытки вручения ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, с/т «Фронтовик», <адрес>. Однако в адрес непосредственно ФИО1, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не направлялось.
В своих жалобах на постановление ФИО1 ссылалась на данное обстоятельство, приводя доводы о том, что она не был уведомлена о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, судьями приведенные доводы оставлены без должного внимания и оценки.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 ноября 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2023 года, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края.
При новом рассмотрении данного дела судье районного суда следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, возможность реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 ноября 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Мальковой Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края на новое рассмотрение.
Судья Д.В. Монмарь