№ 16-1480/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 3 июля 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев протест прокурора Еврейской автономной области Джанхотова З.М. на вступившие в законную силу решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 1 декабря 2023 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 16 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс»,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области от 8 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 1 декабря 2023 года, ГП ЕАО «Облэнергоремонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
Решением судьи суда Еврейской автономной области от 16 января 2024 года, постановление должностного суда и решение судьи районного суда изменены, размер административного штрафа снижен до 110 000 рублей, в остальной части указанные акты оставлены без изменения.
В протесте, принесенном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Еврейской автономной области Джанхотов З.М. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, дело возвратить на новое рассмотрение.
ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» возражения на протест не представили.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы протеста, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Согласно ст. 220 Трудового Кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
КоАП РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 988н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1420н от 31 декабря 2020 года утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ).
Пунктом 17 раздела VI указанного перечня предусмотрено, что при поступлении на работу, выполняемую непосредственно с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания изолирующих и средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих с полной лицевой частью проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры и периодические медицинские осмотры.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 902н утверждены Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (далее - Правила). Согласно пункту 18 указанных правил работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы в ограниченных и замкнутых пространствах (далее - ОЗП) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП из Перечня 1 для работников: 1) допускаемых к работам в ОЗП впервые; 2) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; 3) имеющих перерыв в работе в ОЗП более одного года.
В Перечень 1 включаются, в том числе, отвечающие критериям пункта 4 Правил в числе прочего колодцы (в том числе смотровые) (пункт 5 Правил).
Работникам 1 и 2 групп по окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП и получении удостоверения работодатель до начала проведения ими работ обеспечивает проведение стажировки работников (пункт 29 Правил).
К группе 2 относятся работники в числе прочего ответственные исполнители (производители) работ в ОЗП (пункт 21 Правил).
Согласно инструкции по охране труда для слесаря аварийно- восстановительных работ ИОТ - № 51 работник, принятый на работу, обязан пройти стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Как следует из материалов дела, в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом, проводимого с 2 августа 2023 года по 1 сентября 2023 года установлено, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в нарушение статьи 220 ТК РФ и пункта 17 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, на основании приказа о поручении дополнительно работы с доплатой от 16 марта 2023 года, допустило к исполнению трудовых обязанностей слесаря аварийно-восстановительных работ 3-го разряда ФИО4, без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра, в нарушение положений Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 902н «Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», инструкции по охране труда для слесаря аварийно-восстановительных работ ИОТ - № 51 не провело обучение по группе безопасности работы в ограниченных замкнутых пространствах, а также стажировку ФИО4
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности по указанной норме.
Факт нарушения ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» требований законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» к административной ответственности соблюден.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы протеста были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Из доводов протеста, поданного в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 1 декабря 2023 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 16 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» – оставить без изменения, протест прокурора Еврейской автономной области Джанхотова З.М. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова