Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2980/2024 ~ М-1292/2024 от 18.03.2024

Дело № 2-2980/2024

29RS0023-01-2024-002282-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года                             г. Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,

при секретаре Сирацкой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о корректировке индивидуального лицевого счета,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о корректировке индивидуального лицевого счета.

    В обоснование иска указал, что решением ответчика от 11.03.2024 ему отказано в корректировке индивидуального лицевого счета по периодам работы с 15.08.1988 по 31.12.1993 в Московском управлении механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж», так как работодателем трудовая книжка истца заполнена с нарушениями Инструкции, а именно отсутствуют записи о наименовании организации при приеме на работу. Вместе с тем включение спорного периода в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера влияет на возникновение права на пенсию и ее размер. На основании изложенного просил обязать ответчика произвести корректировку его индивидуального лицевого счета <данные изъяты> и пополнить счет сведениями о спорных периодах работы, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 32 000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 1 400 руб.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, его представитель по доверенности ФИО7 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО6 в суде просила в удовлетворении требований отказать в связи с некорректными записями в трудовой книжке истца, а также снизить размер судебных издержек.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при данной явке.

Выслушав объяснения участников процесса, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными письменными доказательствами, изучив наблюдательное дело, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО3 29 февраля 2024 года обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за периоды работы с 15.08.1988 по 31.12.1993 в Московском управлении механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж».

Решением ответчика от 11.03.2024 № РОКЛС/20900024-0000000360 ему было отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за указанный период, с чем истец не согласен.

С 1 января 2015 года порядок и условия назначения пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

В силу п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно сведениям индивидуального лицевого счета на 31.12.2023 у истца имеется страховой стаж 17 лет 4 месяца 2 дня (при необходимом 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 15 лет 2 месяца 13 дней (при необходимом 15 лет).

Следовательно, отказ ответчика в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и невключение ответчиком в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы влияет на оценку пенсионных прав истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время - СФР).

Согласно ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11,12 Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Из решения ответчика от 11.03.2024 и сведений о стаже следует, что спорный период не подлежит зачету в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку работодателем ненадлежащим образом заполнена трудовая книжка истца, а именно не указано наименование работодателя, документы по личному составу на хранение в Северодвинский архив не поступали.

В трудовой книжке истца АТ-II ..... имеются записи: 15.08.1988 принят электрослесарем по ремонту г/п механизмов 3 разряда на участок 6 г.Северодвинска (приказ № 343-к от 12.08.1988);

31.12.1993 уволен по переводу в АО «Северодвинское монтажное управление» по п. 5 с. 29 КЗоТ РФ (приказ № 33-к от 05.01.1994).

Записи заверены печатью Московского управления механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж», подписью уполномоченного лица, выполнены без исправлений.

На основании ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе лица, производящие выплаты физическим лицам, - это организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

К застрахованным лицам закон относит лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.     Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Страховщик, страхователи и застрахованные лица в силу закона имеют определенные права и определенные обязанности, которые они обязаны соблюдать и исполнять.

Так, одна из обязанностей страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в СФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст. 14 Закона № 167-ФЗ).

В свою очередь, обязанностью страховщика, которым является СФР (он и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации), является осуществление контроля за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 5 и 14 Закона №167-ФЗ).

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является СФР.

Исходя из закона, индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы СФР.

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо СФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, со ст. 31 и с п.п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по предоставлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, уплата страховых взносов лежит на страхователях.

На пенсионные органы законом возложена обязанность по осуществлению контроля за правильностью их предоставления, а также осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Застрахованное лицо в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы СФР или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ).

В свою очередь, пенсионные органы вправе в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом СФР, сообщив об этом застрахованному лицу (ст. 16 вышеуказанного закона).

Порядок осуществления корректировки определен постановлением СФР от 11.07.2023 № 1363 «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».

Так, порядок определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета (застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части: сведений о страховом стаже и трудовой деятельности застрахованного лица; сведений о заработке за периоды до 01 января 2002 года; сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке.

Территориальные органы СФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.

В целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо представляет заявление, а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в том числе, о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы СФР о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых СФР вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

Исходя из Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действующего в настоящее время, корректировка сведений о стаже может осуществляться пенсионными органами за любой период, но при наличии документов о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.

В настоящее время также действует Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.04.2023 № 256н.

В соответствии с п. 42 указанной инструкции при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных им документов либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Фонда, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и сообщает об этом застрахованному лицу в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня принятия указанного решения.

Установлено, что истец зарегистрирован в системе персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования 27 января 1999 года.

Поскольку спорные периоды работы истца имели место до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», то эти периоды должны подтверждаться документами, выдаваемыми работодателем.

В выписке из индивидуального лицевого счета истца, представленной ответчиком, сведения о работе в спорные периоды отсутствуют. Московское управление механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж» в настоящее время ликвидировано.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

В соответствии с п.п. 2.2 - 2.7 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, действовавшей в спорный период, в трудовую книжку вносятся: сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.

Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь.

Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что записи в трудовой книжке истца о его работе в Московском управлении механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж» не в полной мере соответствуют перечисленным требованиям Инструкции по ее заполнению.

Вместе с тем необходимо учесть, что Трест «Спецмашмонтаж» (в настоящее время – Акционерное общество «Спецмашмонтаж») был образован 18 ноября 1957 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 6096 как специализированная организация для выполнения работ по монтажу основного технологического оборудования и связанных с ним конструкций на объектах Министерства обороны (МО), космических комплексах и специальных государственных объектах. В состав Треста входило в том числе Московское управление механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж» с участком № 6 в г. Северодвинске.

С 28.06.1991 в пенсионном органе г. Северодвинска зарегистрировано СМУ «Спецмашмонтаж», впоследствии ОАО «СДМУ Спецмашмонтаж» (ул.Транспортная, 12а), сведениями из наблюдательного дела которого подтверждается, что в 1991-1993 годы предприятием осуществлялась финансово-хозяйственная деятельность, в штате организации имелись работники, которым начислялась заработная плата, работодателем с указанной заработной платы производились отчисления страховых взносов в СФР.

Принадлежность трудовой книжки ответчиком не оспаривается, записи читаемые, заверены подписями и читаемыми печатями, соответствующими названию работодателя, записи сделаны в хронологическом порядке.

Кроме того, факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды подтверждается показаниями свидетеля Свидетель №2, который пояснил, что в спорный период совместно работал с истцом в должности прораба на участке № 6 в г. Северодвинске (МУМ СМО «Спецмашмонтаж»), постоянно в течение всего рабочего дня с ежемесячным получением заработной платы. Истец работал в его подчинении.

Оценивая показания допрошенного свидетеля на предмет их достоверности с позиции ст. 67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца и материалам дела. Допрошенный свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, факт работы свидетеля совместно с истцом подтверждается записями в трудовой книжке и соответствует выписке из ИЛС застрахованного лица.

То обстоятельство, что истец лишен возможности предоставить надлежащим образом оформленные уточняющие справки в настоящее время ликвидированного работодателя, не может служить основанием для отказа во включении указанных периодов в страховой стаж.

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года «О льготах для лиц, работающих в этих местностях», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, город Северодвинск отнесен к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета застрахованного лица, пополнив счет сведениями о работе с 15.08.1988 по 31.12.1993 с указанием территориального кода «РКС» и размера районного коэффициента 1,4.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.

Для защиты своих прав истец 27.02.2024 заключил договор на оказание юридических услуг с ФИО7 В предмет договора входит: ознакомление с материалами дела, консультирование, составление письменных документов (искового заявления, заявлений, запросов, ходатайств), сбор необходимых документов для представления в суд, копирование, сканирование, составление доверенности, представление интересов заказчика в суде первой инстанции.

Стоимость услуг согласно договору об оказании услуг от 27.02.2024 составила 32 000 руб., оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается распиской от 14.03.2024.

На основании изложенного, с учетом документального подтверждения факта несения истцом указанных расходов, суд приходит к выводу о праве ФИО3 на возмещение понесенных судебных издержек.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 100 ГПК РФ суду предоставлено право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п.п. 11, 13 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности от 27.02.2024, подготовила исковое заявление, знакомилась с материалами дела, представляла в суд документы, участвовала в двух судебных заседаниях суда первой инстанции, обеспечив явку свидетеля.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, подтверждающие факт несения и размер судебных расходов, заявленных ко взысканию, учитывая объем проделанной представителем истца работы, в частности, качество оказанных услуг, знания и навыки, которые демонстрировал представитель при подготовке процессуальных документов и участии в судебных заседаниях, сложность и длительность рассмотрения дела, удовлетворение заявленных требований в полном объеме, возражения ответчика о чрезмерности взыскиваемых с него расходов, уровень сложившихся в Архангельской области цен на услуги представителей по гражданским делам данной категории, требования разумности и справедливости, суд полагает заявленный истцом размер издержек разумным и считает необходимым взыскать в пользу истца расходы, понесенные на оплату услуг представителя, в размере в размере 32 000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оформление доверенности в размере 1 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о корректировке индивидуального лицевого счета удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести корректировку индивидуального лицевого счета застрахованного лица <данные изъяты> ФИО3 и пополнить счет сведениями о работе за период с 15.08.1988 по 31.12.1993 в Московском управлении механизации Строительно-монтажного объединения «Спецмашмонтаж» с указанием территориального кода «РКС» и размера районного коэффициента 1,4.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОГРН 1022900514515, в пользу ФИО3, СНИЛС <данные изъяты> судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 32 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оформление доверенности в размере 1 400 руб., всего взыскать 33 700 (Тридцать три тысячи семьсот) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Шарпалова

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2024 года

2-2980/2024 ~ М-1292/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисов Виктор Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Другие
Виноградова Татьяна Николаевна (представитель Борисова В.А.)
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Шарпалова Л.А.
Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.04.2024Предварительное судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
09.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее