ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5561/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 августа 2021 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобузащитника Воронина А.В., действующего на основании доверенности в интересах администрации г. Орска Оренбургской области на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору — начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 6 февраля 2020 года № 61, решение судьи Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 1 сентября 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 3 ноября 2020 года, вынесенные в отношении администрации г. Орска Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора города Орска и города Новотроицка по пожарному надзору — начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 6 февраля 2020 года № 61, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 29 апреля 2020 года, администрация города Орска Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 30 июня 2020 года решение судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 29 апреля 2020 года отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 1 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 3 ноября 2020 года, постановление главного государственного инспектора города Орска и города Новотроицка по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 6 февраля 2020 года № 61 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Воронин А.В. просит вынесенные в отношении администрация города Орска Оренбургской области постановление и судебные решения отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, администрация города Орска Оренбургской области являясь собственником квартиры коммунального заселения <адрес> допустила нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии в указанной квартире автономных дымовых пожарных извещателей, а также шланга, оборудованного распылителем для использования его в качестве первичного средства пожаротушения, в нарушение требований статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент, о требованиях пожарной безопасности», пунктов 7.3.3, 7.4.5 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года № 883/пр.
Указанные нарушения выявлены должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области в ходе проведения административного расследования, и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения администрацией города Орска Оренбургской области требований пожарной безопасности подтверждается совокупностью доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь, в том числе, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент, о требованиях пожарной безопасности», пунктов 7.3.3, 7.4.5 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года № 883/пр, суды пришли к выводу о наличии в действиях администрации г. Орска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии администрации города Орска Оренбургской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия администрации города Орска Оренбургской области квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель указывает на то, что должностным лицом и судебными инстанциями неверно применены нормы закона, предусматривающие наличие в квартирах жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, автономных дымовых пожарных извещателей и шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания, у администрации города Орска отсутствует обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, установленных нормами "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", поскольку они распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения, и не относятся к домам, построенным ранее. Полагает, что в действиях администрации города Орска отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку администрация г. Орска 29 ноября 2019 года передала квартиру <адрес> в городе Орске по договору социального найма, в связи с чем, наниматели жилого помещения, в силу статьи 38 Федерального закона № 69 – ФЗ, обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, обеспечить сохранность оборудования, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебных актах, не согласиться с выводами судьей районного суда и областного суда оснований не имеется.
Судебные инстанции, анализируя требования СП 54.13330.2011, СП 5.13130.2009 пришли к выводу о том, что жилые помещения квартир и общежитий (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун) должны быть оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям Федерального закона № 123-ФЗ, а квартира должна быть оборудована шлангом, имеющим распылитель, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания.
Кроме того, необходимость наличия в жилых помещениях жилого дома автономных дымовых пожарных извещателей и первичного устройства внутриквартирного пожаротушения, включающего отдельный кран для присоединения шланга, оборудованного распылителем, с запорным устройством на нем, подтверждается проектной документацией жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Доказательств оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, а квартиры и шлангом с распылителем, не имеется. Таких доказательств не представлено совместно с настоящей жалобой.
Администрация города Орска Оренбургской области является собственником <адрес>, которая была предоставлена по договорам социального найма № 1692/7 и 1662/7, в силу закона на администрации лежали обязанности не только обеспечить в указанной квартире наличие автономных дымовых пожарных извещателей, шланга, оборудованного распылителем для использования его в качестве первичного средства пожаротушения, но и принять меры по контролю за использованием и сохранностью такого оборудования, что ею сделано не было, а потому администрация города Орска Оренбургской области обоснованно с учетом фактических обстоятельств конкретного дела признана субъектом ответственности по настоящему делу.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Доводы жалобы заявителя сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного судьи и судьи областного суда, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем иная оценка лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций и незаконности вынесенных по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации города Орска Оренбургской области к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации города Орска Оренбургской области с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору — начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 6 февраля 2020 года № 61, решение судьи Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 1 сентября 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 3 ноября 2020 года, вынесенные в отношении администрации г. Орска Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Воронина А.В. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина