Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в лице судьи Герасиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Детский сад № «Степашка» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ <адрес> «Детский сад № «Степашка», мэрии <адрес>, просил:
обязать мэрию <адрес> выделить денежные средства для обеспечения МБДОУ «Детский сад № «Степашка» охраны детского сада сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать МБДОУ <адрес> № «Степашка» (ИНН 5404160351, ОГРН 1025401505909) обеспечить охрану силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны в течение 1 месяца с момента выделения мэрией <адрес> денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании к производству суда принят уточненный иск, в котором прокурор просил привлечь мэрию <адрес> по делу третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, требования иска уточнил, просил обязать МБДОУ <адрес> № «Степашка» (ИНН 5404160351, ОГРН 1025401505909) обеспечить охрану силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано не следующее. Прокуратурой <адрес> проведен анализ исполнения мэрией <адрес> федерального законодательства об антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений (детских садов), по результатам которого установлено, что в нарушение требований законодательства охрана МДБОУ «Детский сад «Степашка» не обеспечено сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
Одновременно мэрией <адрес> бюджетные средства для обеспечения надлежащей охраны дошкольного образовательного учреждения не выделены.
Выявленные нарушения закона влекут снижение уровня антитеррористической защищенности объекта образования, угрозу антитеррористического акта для неопределенного круга лиц – работников и воспитанников детского сада, из законных представителей, иных лиц.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ мэру <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона фактически не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда мэрия <адрес> исключена из числа ответчиков, привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по настоящему гражданскому делу.
Представитель истца помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ <адрес> «Детский сад № «Степашка» ФИО3 в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, пояснила, что на объекте установлена система охраны, при нажатии которой происходит вызов сотрудников Росгвардии, заключен трудовой договор со сторожем, в связи с чем, все требования выполнены.
Представитель третьего лица мэрии <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (ратифицированной постановлением ВС ССР от 13.06.1990г. №-I) указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу п.3 ст.3 указанной конвенции государства – участники, в том числе Российская Федерация, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.2, 20, 38 и 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
Основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Частями 2, 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. В свою очередь органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу части 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу пунктов 3, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии пунктами 2, 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пунктов 8 и 9 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В силу части 2 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Так, согласно пункту 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктами 18, 20 Требований антитеррористической защищенности № пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе: посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов «в», «д», «ж», «и», «м» пункта 24, подпунктов «б», «в» п.25 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) отнесенных к третьей категории опасности осуществляются мероприятия, направленные в том числе на: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким относятся детские сады, должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, по результатам которой выявлено, что в нарушение требований закона указанный объект (территория) МБДОУ <адрес> «Детский сад №» не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ внесено представление мэру <адрес> об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 24-27).
Из ответа мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствие охраны связано с отсутствием достаточного финансирования, указано, для охраны зданий и сооружений в 2022 году из бюджета <адрес> было выделено 141 млн.руб., а требуется ежегодное финансирование в размере около 170 млн. руб. в год, при увеличении бюджетных ассигнований департаменту образования мэрии <адрес> на 2024 год будет рассмотрена возможность увеличения финансирования для охраны учреждений дошкольного образования сотрудниками ЧОО (л.д. 28-30).
Из материалов дела следует, что до настоящего времени ответчиком нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности не устранены, что способствует несанкционированному доступу в дошкольное учреждение посторонних лиц и негативно влияет на безопасность пребывающих в детском саду воспитанников.
В настоящее время, охрана детского сада МБДОУ «Детский сад № «Степашка» осуществляется сторожем ФИО5, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор № (эффективный контракт) с работником муниципального учреждения (л.д. 75-77), сторожем ФИО6, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор № (эффективный контракт) с работником муниципального учреждения (л.д. 78-80)
Довод ответчика о том, что террористическая защищенность детского сада круглосуточно осуществляется с использованием системы видеонаблюдения, системы тревожной кнопки, посредством физической охраны объекта сторожами (вахтерами), судом отклоняется, поскольку антитеррористическая защищенность объекта должна обеспечиваться сотрудниками охранной организации, имеющими данные полномочия, а тревожная сигнализация, по срабатыванию которой вневедомственная охрана прибывает на место через определенное время и система видеонаблюдения, не являются достаточными мерами по обеспечению антитеррористической защиты.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса РФ).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса РФ).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на мэрию <адрес> по обеспечению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Детский сад №» финансирования проведения мероприятий по обеспечению охраны дошкольного образовательного учреждения, как о том первоначально просил истец, отсутствуют.
В соответствии с положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Требования прокурора по настоящему делу затрагивают права как несовершеннолетних детей, так и неопределённого круга лиц, следовательно, иск подан прокурором в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и в соответствии с имеющейся компетенцией.
Требования иска к МБДОУ <адрес> «Детский сад № «Степашка» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, с требованием иска прокурора о необходимости установления срока для исполнения требований - в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда суд согласиться не может, поскольку сроки финансирования необходимых мероприятий в настоящее время не определены, выполнение требований в отсутствие финансирования не представляется возможным.
В связи с чем, суд полагает необходимым установить срок ответчику для исполнения обязанности по обеспечению охраны детского сада в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования, поскольку указанный срок, с учетом характера и объема предстоящих мероприятий, является достаточным и разумным для исполнения обязанности ответчиком.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Детский сад № «Степашка» (ИНН 5404160351, ОГРН 1025401505909) обеспечить охрану силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Е.Н. Герасина
Подлинник решения суда находится в гражданском деле № Ленинского районного суда <адрес>.