Дело № 2-161/2024
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2024 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Патраваеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации села Толька к М. о признании самовольной постройкой, освобождении земельного участка, возложении обязанности о сносе постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация села Толька обратилась в суд с иском к М. о признании самовольной постройкой, освобождении земельного участка, возложении обязанности о сносе постройки. В обоснование доводов иска указала, что 19.07.2023 при осуществлении муниципального земельного контроля на территории села Толька Красноселькупского района, в ходе выездного осмотра (обследования) специалистами отдела ЖКХ, муниципального имущества, жилищной политики и землепользования администрации села Толька составлен акт осмотра (обследования) земельного участка № 5 от 19.07.2023 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Толька, <адрес>, собственность на который не разграничена, номер кадастрового квартала 89:07:020101. По результатам обследования установлено, что на земельном участке имеется гараж в капитальном исполнении. Согласно опроса свидетелей и по имеющимся сведениям, вышеуказанный гараж, используется гражданином М., право собственности не зарегистрировано, земельный участок в аренду не передавался. 20.07.2023 М. направлено уведомление о проведенном выездном обследовании, где предложено ему в срок до 19.09.2023 освободить вышеуказанный земельный участок от гаража, а также провести работы по уборке (очистке) территории от строительного и прочего мусора, оставшегося после демонтажа. Между тем, при контрольном обследовании 19.09.2023 года установлено, что ответчиком территория не освобождена. По состоянию на 14.05.2024 требование администрации села Толька по освобождению земельного участка от своего имущества ответчиком не исполнено.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по последнему месту проживания, от получения корреспонденции уклонился.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
На основании пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельный контроль за использованием земель (п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального округа Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденными решением Думы Красноселькупского района от 14.01.2021 года № 86, Администрация села Толька осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории муниципального округа Красноселькупский район ЯНАО.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно п.2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ, юридические лица, граждане обязан возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (часть 2 статьи 76 ЗК РФ).
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (часть 3 статьи 76 ЗК РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 19.07.2023 при осуществлении муниципального земельного контроля на территории села Толька Красноселькупского района, в ходе выездного осмотра (обследования) специалистами отдела ЖКХ, муниципального имущества, жилищной политики и землепользования администрации села Толька составлен акт осмотра (обследования) земельного участка № 5 от 19.07.2023 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Толька, <адрес>, собственность на который не разграничена, номер кадастрового квартала №.
По результатам обследования установлено, что на земельном участке имеется гараж в капитальном исполнении.
Согласно опроса свидетелей и по имеющимся сведениям, вышеуказанный гараж используются гражданином М., право собственности не зарегистрировано, земельный участок в аренду не передавался.
20.07.2023 М. направлено уведомление о проведенном выездном обследовании, где предложено ему в срок до 19.09.2023 освободить вышеуказанный земельный участок от гаража, а также провести работы по уборке (очистке) территории от строительного и прочего мусора, оставшегося после демонтажа.
Между тем, при контрольном обследовании 19.09.2023 года установлено, что ответчиком территория не освобождена.
По состоянию на 14.05.2024 требование администрации села Толька по освобождению земельного участка от своего имущества ответчиком не исполнено.
Тем самым ответчиком нарушены права и законные интересы муниципального образования, а также нарушены права неопределенного круга лиц, общественные интересы.
Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 указанного Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Пунктом 6 статьи 52 названного Кодекса предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно ст. 55 Градостроительного Кодекса выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Ответчиком доказательств в опровержение доводов истца не представлено.
Таким образом, ответчик своими действиями нарушает права муниципального образования, права неопределенного круга лиц и общественные интересы, что выражается в незаконном обременении ответчиком земельного участка, возведении на нем самовольной постройки без необходимых разрешений и согласований, размещении на земельном участке объектов – гаража.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198,203 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 89:07:020101.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░