Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-5658/2023 от 15.08.2023

УИД 63RS0039-01-2021-008250-14

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5658/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 октября 2023 года                              город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Деревянко Елены Дмитриевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Строй-Быт-Сервис», на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № 567-пл от 14 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 29 июня 2022 года и решение судьи Самарского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Быт-Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № 567-пл от 14 декабря 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Строй-Быт-Сервис» (далее – ООО «Строй-Быт-Сервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Самары от 29 июня 2022 года постановление должностного лица от 14 декабря 2021 года изменено, назначено наказание с применением положений части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица отставлено без изменения.

Решением судьи Самарского областного суда от 14 сентября 2022 года постановление должностного лица от 14 декабря 2021 года и решение судьи районного суда от 29 июня 2022 года изменены, размер назначенного административного штрафа с применением положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен до 25 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Деревянко Е.Д., действующая на основании доверенности в интересах общества, просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года                     № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Статьей 11 Закона № 174-ФЗ определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.

С 1 января 2021 года лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также порядок лицензирования указанной деятельности установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 года № 2290 (далее - Положение № 2290).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Положения № 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

    наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от                     18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 декабря 2015 года № АС-03-02-36/21630 разъяснено, что иловые площадки (карты) относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов. Размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: «осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации», «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод»), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов.

Из материалов дела усматривается, что на основании решения от                         19 октября 2021 года № 74-кнм Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в период с                             20 октября 2021 года по 2 ноября 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Строй-Быт-Сервис» на объекте негативного воздействия на окружающую среду - полигон твердых бытовых отходов.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 29 октября 2021 года, согласно которому у ООО «Строй-Быт-Сервис» в нарушение требований для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаях определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации, а также лицензиатом используется объект обезвреживания отходов I-IV классов опасности в отсутствие документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, необходимое в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Положения № 2290                                               «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», что является нарушением требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для составления 30 ноября 2021 года должностным лицом в отношении ООО «Строй-Быт-Сервис» протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в дальнейшем вынесения 14 декабря 2021 года постановления о привлечении общества к административной ответственности с назначением наказания.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО «Строй-Быт-Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ООО «Строй-Быт-Сервис» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Строй-Быт-Сервис» к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы о том, что судами не учтена представленная государственная экологическая экспертиза, утвержденная приказом Государственного комитета экологии и природных ресурсов Самарской области от 14 февраля 1997 года по рабочему проекту: «Реконструкция двухъярусных отстойников в сооружение биологической очистки (райцентр Кинель-Черкассы)», не нашел своего подтверждения и опровергается изложенными в указанных судебных актах выводами.

Представленная государственная экологическая экспертиза, утвержденная приказом Государственного комитета экологии и природных ресурсов Самарской области от 14 февраля 1997 года по рабочему проекту: «Реконструкция двухъярусных отстойников в сооружение биологической очистки (райцентр Кинель-Черкассы)», не содержит сведений об обезвреживании отходов. Вышеуказанная экспертиза была проведена только для увеличения производительности действующих сооружений и биологической очистке стоков.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ООО «Строй-Быт-Сервис» в пределах санкции части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № 567-пл от 14 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 29 июня 2022 года (измененные решением судьи Самарского областного суда от 14 сентября 2022 года) и решение судьи Самарского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Быт-Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Деревянко Елены Дмитриевны, действующей на основании доверенности, в интересах общества с ограниченной ответственностью «Строй-Быт-Сервис» – без удовлетворения.

Судья                         С.И.Шкуров

16-5658/2023

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ООО "СТРОЙ БЫТ СЕРВИС"
Другие
Деревянко Елена Дмитриевна
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.8.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее