ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
56RS0030-01-2023-002490-33
№ 16-3119/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 июня 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Баранецкой Н.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Оренбургской области №56003/23/80091 от 14 июля 2023 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 1 декабря 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Оренбургской области №56003/23/80091 от 14 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 1 декабря 2023 года, решением судьи Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 года, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее – ТУ Росимущества в Оренбургской области, Территориальное управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя ТУ Росимущества в Оренбургской области Баранецкая Н.Н. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС №, выданного 16 сентября 2016 года Советским районным судом г. Орска Оренбургской области, на вступивший 20 ноября 2015 года в законную силу судебный акт, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области 20 декабря 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области об обязании произвести очистку от оштукатуривания стен и потолков в основных и вспомогательных помещениях убежищ, в срок до 1 июля 2016 года; в помещениях убежищ произвести монтаж и установку оборудования, электрических двигателей систем вентиляции, в срок до 1 июля 2016 года; привести в исправное состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитных средств ГО, в срок до 1 июля 2016 года; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, в срок до 1 июля 2016 года; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, в срок до 1 июля 2016 года; провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, в срок до 1 июля 2016 года.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 50).
В связи с тем, что в установленный 5-дневный срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, 17 декабря 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 51).
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 27 августа 2020 года ТУ Росимущества в Оренбургской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 52-54).
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 28 марта 2022 года ТУ Росимущества в Оренбургской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 55-58).
18 ноября 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Оренбургской области вынесено постановление о назначении должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа, 5 дней со дня получения настоящего постановления. Постановление получено должником 22 ноября 2022 года (л.д. 59).
31 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем составлен акт обнаружения правонарушения, из которого следует, что требования исполнительного документа не исполнено (л.д. 43).
31 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Оренбургской области в отношении ТУ Росимущества в Оренбургской области составлен протокол № 230 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в дальнейшем 14 июля 2023 года ТУ Росимущества в Оренбургской области привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа.
Фактические обстоятельства вменяемого ТУ Росимущества в Оренбургской области административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии представителя Территориального управления, надлежащим образом извещенного 30 мая 2023 года. Протокол получен должником 6 июня 2023 года (л.д. 46).
Дело рассмотрено должностным лицом с участием представителя Территориального управления ФИО7, действующего на основании доверенности № от 13 июля 2023 года (л.д. 65-68).
Деяние Территориального управления правильно квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Территориального управления к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции правомерно признали, что Территориальное управление имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Данных о том, что исполнение вступившего в законную силу решения суда отсрочено или приостановлено суду не представлено.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что является достаточным основанием для привлечения Территориального управления к административной ответственности по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведений о том, что должником были приняты своевременно все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда, материалы дела не содержат.
На основании пункта 1 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа.
В материалах дела отсутствуют доказательства о принятии Советским районным судом г. Орска Оренбургской области решения о прекращении исполнения выданного им 16 сентября 2016 года исполнительного листа ФС №.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федеральный закон № 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Доказательства отмены решения Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 октября 2015 года, на основании которого выдан исполнительный документ, отсутствуют.
Из положений пункта 5 части 2 статьи 43 Федерального закона № 229-ФЗ следует, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
В связи с вышеизложенным основания для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений отсутствуют, существенных нарушений требований закона, влекущих безусловную их отмену, не установлено.
Право Территориального управления на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Территориального управления объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Оренбургской области №56003/23/80091 от 14 июля 2023 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 1 декабря 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 12 марта 2024 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Баранецкой Н.Н. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов