Граж. дело № 2-93/2024 (2-769/2023)
УИД 09RS0008-01-2023-000902-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года аул Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Абдокова Н.М.,
при секретаре судебного заседания Абитовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда КЧР гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора КЧР в защиту интересов Хачукова А.И. и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к администрации Абазинского муниципального района КЧР об обязании предоставить земельный участок,
установил:
Хабезский межрайонный прокурор КЧР в интересах Хабезского МР КЧР обратился в Хабезский районный суд КЧР с исковым заявлением в защиту интересов Хачукова А.И. и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к администрации Абазинского муниципального района КЧР об обязании предоставить земельный участок, указав в его обоснование, что прокуратурой по обращению ФИО7 проведена проверка исполнения администрацией земельного законодательства, в том числе исполнения Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике» на территории района.
Проверкой установлено, что указанная многодетная семья в составе 5 человек, с 2014 г. состоит в реестре по предоставлению гражданам земельных участков согласно Закону КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ.
Администрация обязана обеспечить возможность реализации права гр. Хачукова А.И. и предоставить земельный участок без проведения торгов и предварительного согласования размещения объектов, исходя из наличия оснований для реализации заявителем имевшегося права и в порядке предоставления участков.
На основании изложенного, Хабезский межрайонный прокурор КЧР обратился в суд с указанным иском к администрации Абазинского муниципального района КЧР об обязании предоставить земельный участок указанной многодетной семье.
Представитель истца Хабезского межрайонного прокурора КЧР, Хачуков А.И., в чьих интересах подан иск, и представитель ответчика администрации Абазинского муниципального района КЧР, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении или рассмотрении дела без своего участия, не заявляли.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой по обращению Хачукова А.И. проведена проверка исполнения администрацией Абазинского муниципального района КЧР земельного законодательства, в том числе исполнения Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике» на территории района.
Проверкой установлено, что с 2014 г. многодетная семья в составе 5 человек: Хачуков А.И. - 1979 г.р., ФИО8 - 1985 г.р., ФИО1 - 2009 г.р., ФИО2 - 2011 г.р., ФИО3 - 2014 г.р., состоит в реестре по предоставлению гражданам земельных участков согласно Закону КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ.
Администрация обязана обеспечить возможность реализации права гр. Хачукова А.И. и предоставить земельный участок без проведения торгов и предварительного согласования размещения объектов, исходя из наличия оснований для реализации заявителем имевшегося права и в порядке предоставления участков, право на которое подтверждено вышеуказанным Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором в случае, если граждане по возрасту и другим уважительным причинам не могут обратиться в суд.
В соответствии с п. 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного Органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.
Органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Ст. 39.19 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по приведенным основаниям.
В частности, пунктом 2 данной статьи закреплено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в п.п. 6 ст. 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ.
Во исполнение указанных законодательных положений принят Закон КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике», который устанавливает порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим (имевшим) трех и более детей, земельных участков на территории КЧР, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков (ст. 1 Закона).
В соответствии с ч.ч. 1 и 1.1 ст. 5 Закона КЧР №-РЗ бесплатное предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления; земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить образование земельных участков, подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам бесплатно, и публикацию сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков (ч. 2.1 ст. 5 Закона).
Согласно ч. 2.2 ст. 5 Закона КЧР №-РЗ решение об образовании земельного участка принимается уполномоченным органом местного самоуправления не позднее тридцати календарных дней со дня постановки гражданина, имеющего трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка.
Земельные участки предоставляются гражданам в границах поселения, входящего в состав муниципального района. При отсутствии возможности предоставления гражданину земельного участка в границах поселения, входящего в состав муниципального района, в котором он зарегистрирован в течение последних трех лет, гражданину, при наличии его согласия, земельный участок может предоставляться в границах иного поселения, входящего в состав того же муниципального района. Отсутствие возможности предоставления земельных участков в границах соответствующего поселения должно быть документально подтверждено (абз. 3 ч. 2 ст. 5 Закона).
В соответствие со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Правом распоряжаться земельными участками наделены их собственники или лица, уполномоченные ими.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
В соответствие с п.п. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом, согласно ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу ч. 4 ст. 5 Закона КЧР №-РЗ предоставление земельных участков осуществляется в порядке очередности присвоения реестрового номера не позднее полутора лет со дня включения их в реестр.
Согласно ст. 38, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Исходя из данных положений Конституции РФ, государством в целях защиты материнства и детства, содействия рождению детей, социальной поддержки многодетных семей, законом закреплено право многодетных семей на однократное приобретение от государства земельных участков в собственность бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства.
Форма бесплатного предоставления земельных участков направлена, прежде всего на социальную помощь многодетных семей, является дополнительной мерой поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, положений вышеперечисленных норм федерального и регионального законодательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Хабезского межрайонного прокурора КЧР к администрации Абазинского муниципального района КЧР и обязать предоставить земельный участок многодетной семье Хачукова А.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░., 1979 ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, 2009 ░.░., ░░░2, 2011 ░.░., ░░░3, 2014 ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.░░░░, <░░░░░>, ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 28-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26.02.2023 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░