УИД 56MS0116-01-2023-002490-11
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1439/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 марта 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Беловой Татьяны Леонидовны на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области от 5 июля 2023 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Оникс» Беловой Татьяны Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области от 5 июля 2023 года директор ООО УК «Оникс» Белова Т.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление мирового судьи в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обжаловалось и вступило в законную силу.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, ссылаясь на незаконность вышеуказанного акта, просит его отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Беловой Т.Л. к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании), помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными являются иные требования, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО УК «Оникс» осуществляет на основании лицензии от 6 мая 2019 года № и договора управления деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес>.
В ходе инспекционного визита, проведенного на основании решения начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 14 января 2023 года №, установлено нарушение при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом № по <адрес> лицензионных требований, выразившиеся в неоказании услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, зафиксированное в акте инспекционного визита от 17 января 2023 года №, а именно: не обеспечено исправное состояние полов в местах общего пользования многоквартирного дома (не устранено выявленное нарушение по мере выявления и допущено дальнейшее разрушение полов); не обеспечено надлежащее содержание внутренней отделки стен мест общего пользования; не обеспечено исправное состояние штукатурного и окрасочного слоев стен.
По данному факту ведущим специалистом отдела нормативно – технического контроля (надзора) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области 19 апреля 2023 года в отношении директора ООО УК «Оникс» Беловой Т.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; списком почтовых отправлений; копиями обращений граждан; мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; решением о проведении инспекционного визита; протоколом опроса контролируемого лица; протоколом осмотра; фототаблицей; актом инспекционного визита; копией лицензии; копией договора управления многоквартирным домом; выпиской из ЕГРЮЛ, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное Беловой Т.Л. деяние квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Беловой Т.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что решение от 14 января 2023 года № (л.д. 29-30) о проведении инспекционного визита в отношении ООО УК «Оникс» принято начальником государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Закон № 248-ФЗ) в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом, данное решение размещено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 14 января 2023 года.
С копией решения о проведении инспекционного визита ознакомлена ФИО4, действующая в интересах ООО УК «Оникс» на основании доверенности (л.д. 40), копия решения указанному лицу вручена, что подтверждается соответствующей отметкой (л.д. 30, об.).
Инспекционный визит осуществлен должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области с участием ФИО4, которая была опрошена, о чем составлен соответствующий протокол (л.д. 36). ФИО4 были разъяснены должностным лицом права, возникающие в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) под расписку (л.д. 41), с актом инспекционного визита ФИО4 была ознакомлена (л.д. 44, об.).
Действия должностных лиц государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в рамках контрольного (надзорного) мероприятия) в отношении ООО УК «Оникс» согласуются со статьей 70 Закона № 248-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы, выданная директором ООО УК «Оникс» ФИО5 доверенность на имя ФИО4 давала последней необходимый объем прав на представление интересов юридического лица для участия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом, проводимого государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в отношении директора Беловой Т.Л. в ее отсутствие не допущено.
Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что должностным лицом контролирующего органа были приняты необходимые меры к извещению Беловой Т.Л. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 19 апреля 2023 года. Соответствующее извещение было направлено этому лицу 28 марта 2023 года заказным письмом с уведомлениями о вручении по месту регистрации, что согласуется с требованиями частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Почтовая корреспонденция Беловой Т.Л. получена не была, после неудачной попытки вручения адресату 1 апреля 2023 года, возвращена отправителю 7 апреля 2023 года по истечении срока хранения. Изложенное подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлением (л.д. 9), списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 10-13), а также данными внутрироссийского почтового идентификатора (№), размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru.
Означенное извещение является надлежащим, а необеспечение Беловой Т.Л. своевременного получения поступающей в ее адрес почтовой корреспонденции не дает оснований для вывода об обратном.
Довод жалобы о том, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и мировым судьей при вынесении постановления не установлены время и место совершения административного правонарушения, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Факт совершения вмененного Беловой Т.Л. административного правонарушения, выразившегося в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, выявлен по результатам инспекционного визита, проведенного 17 января 2023 года, соответствующие выводы о допущенных нарушениях сделаны должностным лицом по завершении данных мероприятий и зафиксированы в акте инспекционного визита 17 января 2023 года (л.д. 43-44).
Указание в протоколе об административном правонарушении 17 января 2023 года - даты, когда по итогам проверки выявлен факт совершения правонарушения, то есть даты совершения административного правонарушения, содержится.
Административное правонарушение, совершение которого вменяется директору ООО УК «Оникс» Беловой Т.Л., состоящее в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, в части непринятия ею как директором юридического лица надлежащих мер по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, совершено в форме бездействия по месту исполнения должностным лицом своих обязанностей.
Из материалов дела следует, что на момент совершения вменяемого административного правонарушения место нахождения ООО УК «Оникс», осуществления им лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирным домом и, соответственно, место исполнения Беловой Т.Л. своих должностных обязанностей являлся адрес: <адрес> указанный адрес является местом совершения административного правонарушения, что зафиксировано в решении о проведении инспекционного визита и акте инспекционного визита.
Данный адрес указан в качестве юридического и фактического адреса ООО УК «Оникс» в договоре управления многоквартирным домом № по <адрес>, договор заключен ООО УК «Оникс» в лице директора Беловой Т.Л. и ею подписан (л.д. 49-57).
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении в качестве места совершения административного правонарушения указан адрес местонахождения ООО УК «Оникс»: <адрес>, не свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении, влекущем его признание ненадлежащим доказательством, поскольку сведения о данном месте нахождения юридического лица внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28 марта 2023 года (л.д. 63).
Между тем, время и место совершения нарушения относится к событию административного правонарушения, данное обстоятельство входит в предмет доказывания и подлежит выяснению в соответствии с требованиями статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по настоящему делу.
Мировым судьей в постановлении не указаны дата и место совершения административного правонарушения, вмененного Беловой Т.Л. – 17 января 2023 года по адресу: <адрес>. В данной части постановление мирового судьи подлежит изменению путем уточнения даты и места совершения правонарушения.
Данные изменения положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, не ухудшают, и не свидетельствуют о недоказанности вины Беловой Т.Л. в совершении административного правонарушения.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
О времени и месте рассмотрения дела 5 июля 2023 года Белова Т.Л. извещалась мировым судьей надлежаще, соответствующее уведомление направлено заявителю по месту регистрации заказным письмом с уведомлением, которое адресатом получено не было, возвращено мировому судье с отметкой «истек срок хранения», что подтверждается имеющимися в деле извещением и конвертом (л.д. 80, 81).
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области от 5 июля 2023 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Оникс» Беловой Татьяны Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, уточнить время и место совершения административного правонарушения – 17 января 2023 года по адресу: <адрес>.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области от 5 июля 2023 года оставить без изменения, а жалобу Беловой Татьяны Леонидовны – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук