ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
18RS0002-01-2022-006679-69
№ 16-3559/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 августа 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Эталон» Кузьмина С.В., действующего на основании доверенности на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 25 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эталон» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 25 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2023 года, общество с ограниченной ответственностью «Эталон» (далее – общество, ООО «Этанол») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ООО «Эталон» Кузьмин С.В., действующий на основании доверенности просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды (пункт 6 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ).
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, установлен в Правилах осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 год № 10 (далее - Правила № 10).
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 Правил № 10).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил № 10).
Централизованными сетями инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем); внутридомовыми инженерными системами - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).
Холодное водоснабжение в силу подпункта «а» пункта 4 указанных Правил представляет собой снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий», хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Из материалов дела усматривается, что на основании поступившего 10 февраля 2022 года обращения ФИО5 (вх. 18-00-02/023-1604-ж), проживающей по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Циолковского, д. № 22/1, кв. 37, по факту ненадлежащего качества горячего и холодного водоснабжения, определением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 16 февраля 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В тот же день заместителем руководителем Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ФИО14 дано поручение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологий в Удмуртской Республике» провести отбор проб горячей воды и холодной воды на выходе из ЦТП ПАО «Т Плюс» и колодца МУП города Ижевска «Ижводоканал», на вводе в дом на границе эксплуатационной ответственности ПАО «Т Плюс», МУП города Ижевска «Ижводоканал» до узла учета, после узла учета на границе эксплуатационной ответственности ООО «Эталон» и в квартире № <адрес> по адресу: город Ижевск, улица Циолковского, дом 22/1.
10 марта 2022 года главным специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ФИО15., с участием помощника врача отдела обеспечения санитарно-гигиенического надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» ФИО6, представителя ООО «Эталон» - ФИО7, представителя МУП города Ижевска «Ижводоканал» - ФИО8 и с участием ФИО9 отобранные пробы воды в пяти точках:
1) холодное водоснабжение из системы в МКД № 22/1 по улице Циолковского в подвале на узле учета ООО «Эталон» (код пробы 012.298841);
2) холодное водоснабжение из крана на кухне в квартире <адрес> МКД № 22/1 по улице Циолковского (код пробы 012298843);
3) холодное водоснабжение в/колодец 10И214 у МКД № 22/1 по улице Циолковского (код пробы 012298711);
4) горячее водоснабжение из системы ИТП в МКД № 22/1 по улице Циолковского в подвале на подачи в квартиры (код пробы 012298842);
5) горячее водоснабжение из ванной квартиры <адрес> МКД № 22/1 по улице Циолковского (код пробы 012298844).
Экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологаи в Удмуртской Республике» № 435 от 15 марта 2022 года установлено, что в исследованной пробе воды горячего водоснабжения, отобранной из ванной в квартире № <адрес> МКД № 22/1 по улице Циолковского показатели железа и мутности, превышают гигиенические нормативы, что является нарушением требований раздела III, таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21.
Из писем ООО «Эталон» № 12.16-02 от 16 декабря 2021 года и № 02.25-01 от 25 февраля 2022 года в адрес руководителя Управление Роспотpeбнадзopa по Удмуртской Республике усматривается, что программа производственного контроля качества питьевой воды и результатов производственного контроля качества питьевой воды у ООО «Этанол», отсутствует.
По факту выявленных нарушений 26 апреля 2022 года главным специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ФИО16 в отношении ООО «Эталон» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в дальнейшем общество привлечено постановлением судьи районного суда к административной ответственности, по установленной указанной нормой.
Судья Верховного суда Удмуртской Республики с выводами судьи районного суда согласился.
Предыдущие судебные инстанции исходили из того, что ООО «Этанол», которое управляет многоквартирным домом и является исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальные услуги надлежащего качества, в том числе услугу холодного и горячего водоснабжения, соответствующую санитарным и техническим требованиям, и в этих целях обязано в пределах границ своей эксплуатационной ответственности осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать производственную программу.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Этанол», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что Управляющая компания не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем), не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодного или горячее водоснабжение, отклоняются как несостоятельные.
Как следует из материалов дела, ООО «Эталон» эксплуатирует внутреннюю систему водоснабжения, которое находится у него на балансе. Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18 февраля 2022 года следует, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей и Эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена многоквартирного жилого дома 22/1 по улице Циолковского в городе Ижевске Удмуртской Республики. Теплотрассы отопления до наружной стены многоквартирного дома указанного дома, тепловая камера ТК1, оборудование в тепловой камере ТК1 находятся на балансе ПАО «Т Плюс». Теплотрассы отопления от наружной стены названого многоквартирного жилого дома до индивидуального теплового пункта ИТП, оборудование в индивидуальном тепловом пункте ИТП, внутренние системы отопления и ГВС многоквартирного жилого дома принадлежат ООО «Эталон».
Выявленные нарушения органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора не исключает возможность привлечения управляющей организации, которая является исполнителем коммунальных услуг, участвует в обеспечении населения водой, осуществляет горячее водоснабжение и ответственна за качество подаваемой воды в границах принадлежности инженерных сетей, к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае проверка, результаты которой послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведена территориальным органом Роспотребнадзора на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Этанол» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО «Этанол» в пределах санкции статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1.2 Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 25 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эталон» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Эталон» Кузьмина С.В., действующего на основании доверенности, в интересах общества с ограниченной ответственностью «Эталон» – без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов