ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-979/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 марта 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Чернова Алексея Анатольевича на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» от 25 мая 2021 года № 162, решение судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 23 июля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 2 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» от 25 мая 2021 года № 162, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 23 июля 2021 года и решением судьи Самарского областного суда от 2 сентября 2021 года, Чернов Алексей Анатольевич (далее – Чернов А.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чернов А.Н. просит отменить состоявшиеся постановление должностного лица и судебные решения, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Исходя из положений пункта «ж» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года 33-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным ресурсам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.
Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года № 161.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 990 государственный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука».
Разделом III Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2015 года № 69, установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно части 10 раздела III Положения о национальном парке "Самарская Лука", на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка) (пункт 24 части 10).
Таким образом движение и стоянка механизированного транспортного средства вне дорог общего пользования, не связанные с функционированием национального парка, в рекреационной функциональной зоне, без письменного разрешения администрации национального парка противоречит требованиям подпункта «ж» пункта 2 статьи 15-ФЗ № 33 от 14 марта.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 24 статьи10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» в редакции МПР России от 25 февраля 2015 года № 69.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14 мая 2021 года в 17 часов 00 минут Чернов А.А. совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории – ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», выразившееся в движении механизированного транспортного средства – автомобиля «Форд», государственный регистрационный номер №, вне дорог общего пользования, вне специально предусмотренном для этого месте, не связанного с функционированием национального парка, не в границах населенного пункта, в зоне хозяйственного назначения, на земельном участке, имеющего координаты: 53.22636°С; 049.45594°С вблизи квартала № 57 Больше-Рязанского участкового лесничества (м.р. Ставропольский), без письменного разрешения администрации национального парка, что противоречит требованиям подпункта «ж» пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 24 статьи 10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 года №69.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Чернова А.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Черновым А.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2021 года (л.д. 27), рапортом государственного инспектора охраны территории и экологической безопасности национального парка «Самарская Лука» ФИО6 (л.д. 28), фотоматериалом с распечаткой 3-D карты местонахождения автомобиля под управлением Чернова А.А. (л.д.30-34) и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Указанные выводы являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Утверждения заявителя жалобы, сводящиеся к необоснованности привлечения к административной ответственности, о неустранимых сомнениях в его виновности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку умысел на нахождение на запрещенной территории парка у Чернова А.А. отсутствовал, являются несостоятельными, и обоснованно не приняты во внимание судьями нижестоящих судебных инстанций, поскольку опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Чернов А.А. был осведомлен о необходимости получения разрешения для проезда по территории Национальный парк «Самарская Лука», не доезжая до поворота на с. Буяны и других ответвлениях от дороги, он видел информационные аншлаги Национальный парк «Самарская Лука», из чего следует, что Чернов А.А. не был лишен возможности ознакомиться с Правилами проезда по автомобильным дорогам Национального парка «Самарская Лука» и обратиться в ФГБУ «Национальный парк Самарская Лука» для получения соответствующего разрешения.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Чернова А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с требованиями статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судьями предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Чернову А.А. с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Оснований для признания, вмененного Чернову А.А. правонарушения малозначительным не имеется.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Следовательно, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Черновым А.А.
С учетом характера рассматриваемого административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, представляющего существенную угрозу данным отношениям, оснований для применения положений статьи 2.9 указанного Кодекса и признания деяния малозначительным не имеется.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 25 ░░░ 2021 ░░░░ № 162, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.39 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░