ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2507/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 апреля 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу и. о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 30 сентября 2020 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19 ноября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора Автономной некоммерческой организации «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова Алексея Сергеевича,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 30 сентября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19 ноября 2020 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора Автономной некоммерческой организации «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» (далее – АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, выражает несогласие с судебными актами, считая их незаконным, просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Миронов А.С., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для составления в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, стали изложенные в нем сведения о том, что он не исполнил в установленный срок до 7 сентября 2020 г. письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 г. об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе осуществления контроля за деятельностью АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов», выразившиеся в нарушении обязанностей, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2019 г., не проинформировала уполномоченный орган (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименование и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, за 2019 г., не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, за 2019 г.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С., мировой судья указала, что обязанность в установленный срок предоставлять вышеуказанные сведения в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации на АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» возложена в силу закона, в связи с чем у административного органа (Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области) отсутствовали основания для повторного требования данных сведений, путем направления письменного предупреждения. Таким образом, в действиях, в данном случае бездействии, исполнительного директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами мирового судьи согласилась судья районного суда.
Между тем, мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска не учтено следующее.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено право Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в случае выявления нарушения некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.
За невыполнение в установленный срок предупреждения предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 г. об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.
В связи с невыполнением в установленный срок законного предупреждения (представления) в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для повторного требования от АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку они повторными не являются.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 30 сентября 2020 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19 ноября 2020 г., принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С., подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Шестом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения директора АНО «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова А.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению мировому судье судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы жалобы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу и. о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 30 сентября 2020 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19 ноября 2020 г., вынесенные в отношении исполнительного директора Автономной некоммерческой организации «Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов» Миронова Алексея Сергеевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области.
Судья Р.А. Набиев