№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> | 2 сентября 2022 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> ФИО2 на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных в отношении директора ООО «ФОПРО-М» ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
установил:
постановлением и.о. начальника МИФНС № по <адрес> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Фопро-М» ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в видс администрагивного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление должностного лица налогового органа отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в МИФНС России № по <адрес>.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО7 судебные акты, считая их незаконными, оставить в силе постановление должностного лица.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС России № по <адрес> проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «Фопро-М», директором которого является ФИО7
В ходе проверки должностным лицом налогового органа установлено, что директором ООО «Фопро-М» ФИО7 нарушено соблюдение порядке ведения валютных операций в части осуществления операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, расположены за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Проверкой установлено, что ООО «Фопро-М» на основании заключены трудовых договоров №И от ДД.ММ.ГГГГ, №И от ДД.ММ.ГГГГ №И от ДД.ММ.ГГГГ были приняты на работу нерезиденты Российской Федерации - ФИО3, ФИО4, ФИО5, являющиеся гражданами Узбекистана, то есть в 2019 году они являлись иностранными ‚гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на территории российской Федерации.
По результатам проведенной проверки должностным лицом МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №, которым ФИО7 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодексом РФ об административных правонарушениях, за выплату ФИО3, ФИО4, ФИО5, - нерезидентам Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ заработной платы из кассы предприятия — в размере 6190,48 рублей, 6190,48 рублей 1740 рублей соответственно, на основании платежной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ч. 2 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Отменяя постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ и возвращая дело на новое рассмотрение, судья первой инстанции исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, вменяемые ФИО7, правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.
Судья городского суда пришел к выводу о том, что раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо. По делу не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначать за каждое из них административное наказание.
С выводами судьи городского суда согласился судья областного суда обоснованно, поскольку принятые судебные решения с позиции закона являются верными и согласующимися с принципами производства по делам об административных правонарушениях и порядку привлечения к административной ответственности
Доводы жалобы представляют собой субъективное толкование подлежащих применению норм и не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статьи 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №п).
В пункте 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, ДД.ММ.ГГГГ) отметил, что положения статьи 4 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), «если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же».
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.
Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Позиция налогового органа, с учетом размера санкций по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за отдельные выплаты заработной платы одним и тем же работникам - нерезидентам. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности н справедливости. ФИО8 правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по 4 экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ М 305-ЭС20-11431 по делу М А40-189755/2019. с учетом изложенного, предложение налогового органа по а привлечению директора ООО «ФОПРО-М» к административной ответственности за 21 аналогичное нарушение валютного законодательства, совершенное в тот же проверяемый период, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными в отношении директора ООО «ФОПРО-М» ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс