Дело 5-270/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
07 июля 2020 г. пос. Морки
Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл Лапшина Т.И., рассмотрев материалы административного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
ГКУ «Марийскавтодор» …,
законному представителю которого Калашниковой Л.Г. разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 и 25.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
На рассмотрение судьи Моркинского районного суда Республики Марий Эл поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ГКУ «Марийскавтодор».
Как указано в протоколе об административном правонарушении … № … от 12 мая 2020 г., в ходе повседневного надзора 20 апреля 2020 г. была обследована автодорога А.-О.-И.-Ш. на участке автомобильной дороги с 1 км по 5 км допущено нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. «Методы контроля», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, юридическое лицо не обеспечило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, содержания дорог, а именно, являясь юридическим лицом ответственным за содержание, автомобильной дороги, допустило: 1) на км 1+000 по км 2+000 покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, трещин на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; 2) на км 2+000 по км 3+000 покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, трещин на площади 6000 кв.м., 3) на км 3+000 по 4+000 покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, трещин на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств; 4) на км 4+000 по км 5+000 км покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, трещин на площади 6000 кв.м., затрудняющие движение транспортных средств.
Действия ГКУ «Марийскавтодор» расценены лицом, составившим протокол об административном правонарушении, как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, т.е. не соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» Калашникова Л.Г. пояснила, что ГКУ предприняты все возможные и необходимые меры по соблюдению норм и правил, предусмотренных ГОСТ Р 50597-93. Планирование дорожной деятельности осуществляется органами государственной власти. Ими же устанавливаются нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Лимиты бюджетных обязательств, доведенных до ГКУ, на 2019 г. составили 22,5 % от нормативной потребности и не позволяют выполнить ремонт по всей сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл. В адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл направлялись запросы о выделении дополнительного объема бюджетных ассигнований на ликвидацию дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части, на что получен ответ об отсутствии свободных доходных источников. Приоритетное направление денежных средств определено на исполнение судебных решений и на автомобильные дороги с высокой интенсивностью движения транспортных средств более 2000 автомобилей в сутки. Считает, что вина ГКУ в совершении административного правонарушения отсутствует, а отсутствие необходимых лимитов бюджетных обязательств является основанием для освобождения заявителя от ответственности на основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.
На рассмотрение протокола судьей представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судья находит возможным рассмотреть протокол об административном правонарушении по существу в отсутствие указанных лиц.
Изучив представленные доказательства, судья оснований для привлечения ГКУ «Марийскавтодор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не находит.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.
Согласно акту выявленных недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги от 20 апреля 2020 г. на автодороге А.-О.-И. Ш. выявлено наличие просадок, выбоин, трещин, затрудняющих движение транспортных средств.
П. 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Ст. 12 указанного Федерального закона п. 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 17257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп. 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 13. "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от 12.10.2015) принят технический регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (вместе с "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог").
В ст. 2 указанного технического регламента дано определение основных понятий.
"Содержание автомобильной дороги" - это комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
"Сохранность автомобильной дороги" - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;
"Текущий ремонт автомобильной дороги" - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 13.11.2018) утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", согласно которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят в том числе:
а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
б) восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума;
в) устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
ж) восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий;
л) устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки дорожного покрытия.
Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Обеспечение необходимого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог осуществляется дорожной службой. Виды и состав выполняемых дорожной службой работ по ремонту и содержанию определяются действующей "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", введенной в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России. ("Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены в действие письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис)
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 390 от 29 ноября 2001 г. на ГУ (впоследствии ГКУ) «Марийскавтодор» возложено выполнение функций государственного заказчика на автомобильных дорогах общего пользования, относящихся к собственности Республики Марий Эл.
Уставом ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (п.2.1) предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл и осуществления на них дорожной деятельности.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» является осуществление в пределах компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл, а также осуществления дорожной деятельности, обеспечения безопасности и организации дорожного движения на них.
В силу пункта 2.2 Устава целями создания учреждения являются учет и обеспечение сохранности автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в пределах выделенных бюджетных средств, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств.
В соответствии с п. 5.4 Устава ГКУ осуществляет расходование бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой и законом Республики Марий Эл в бюджете в части средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики.
Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено федеральным законом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5.9 Устава)
П.8 Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 N 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения" предусмотрено, что в случае если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств федерального бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, утвержденными Правительством Российской Федерации, организациями разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог.
Судьей установлено и не отрицается представителем ГКУ, что по состоянию на момент проверки автодорога А.-О.-И. Ш. нуждалась в ремонте.
В то же время согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По результатам обследования 2019 года, согласно сводной ведомости по приведению автодорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в нормативное состояние, на ликвидацию дефектов покрытия всей сети автомобильных дорог, с учетом ремонтных работ необходимо 19 421 млн. руб., из них 16 189 млн. руб. необходимо на ликвидацию дефектов на автодорогах РМЭ, подвергшихся сплошному разрушению покрытия проезжей части. В том числе на приведение в соответствие с действующим законодательством а/д «А.-О.-И. Ш.» требуется 49,6 млн. руб. Всего, согласно утвержденного Министерством транспорта и дорожного хозяйства плана мероприятий по дорожной деятельности на автодорогах общего пользования республиканского значения на 2019 г. выделено 1 646 млн. руб.
24 сентября 2019 г. ГКУ «Марийскавтодор» обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РМЭ о включении в бюджет 2020 года затрат по ликвидации дефектов автомобильных дорог. Согласно ответу Минфина Республики Марий Эл выделить дополнительный источник для пополнения дорожного фонда Республики Марий Эл в 2020 году не представляется возможным.
Таким образом, судье не представлено доказательств вины ГКУ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку им предприняты были все зависящие от него меры по соблюдению соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Отсутствие вины является основанием для освобождения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, от ответственности.
Согласно ст. 29.9 ч.2 п.1 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Поскольку вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, ее отсутствие свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 ч.2 п.1 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Административное производство в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На постановление в десятидневный срок может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд.
Судья Т.И.Лапшина