ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБШЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16 – 6505 / 2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 октября 2020 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев протест прокурора Ульяновской области Хуртина С.А. (далее – прокурор Ульяновской области) на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 29 июля 2020 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Симбирскпроект» (далее - ООО «Симбирскпроект», Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по г. Ульяновску Ульяновской области от 11 июня 2020 г. ООО «Симбирскпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29. КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 29 июля 2020 г. это постановление мирового судьи отменено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В протесте, поданном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Ульяновской области просит названное решение судьи районного суда отменить, приводя доводы о его незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов поданного протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ № 273) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В силу частей 4 и 5 указанной статьи ФЗ № 273 работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 19.29. КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Не установив в деянии ООО «Симбирскпроект» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29. КоАП РФ, указанная судья районного суда прекратила производство по данному делу об административном правонарушении, вынеся соответствующее решение.
С этим выводом судьи районного суда следует согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 11 июня 2020 г. мировым судьёй к административной ответственности по статье 19.29. КоАП РФ привлечено ООО «Симбирскпроект» за то, что это Общество не сообщило прежнему работодателю о заключении трудового договора с работником <данные изъяты> занимавшей ранее <данные изъяты> при замещении которых государственные гражданские служащие Правительства Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», который был утверждён 31 августа 2017 г. Указом Губернатора Ульяновской области № 59.
В соответствии с этим названное Общество было обязано сообщить в Правительство Ульяновской области о трудоустройстве Куликовой Е.Н., в десятидневный срок с 21 мая 2018 г. – даты принятия её на работу на должность заведующей научно – исследовательского отдела ООО «Симбирскпроект», однако этого не выполнило.
При этом Указом Губернатора Ульяновской области от 23 марта 2020 г. № 26 названная должность была исключена из указанного Перечня, и в связи с этим утрачена обязанность новым работодателем - ООО «Симбирскпроект» по сообщению о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицом, замещавшим данную должность, его прежнему работодателю - Правительству Ульяновской области.
После 24 марта 2020 г. – даты вступления в законную силу названного Указа, 15 мая 2020 г. исполняющим обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области в отношении ООО «Симбирскпроект» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29. КоАП РФ, и 18 мая 2020 г. постановление об этом вместе с материалами направлено в мировой суд.
Вышеназванное постановление мирового судьи от 11 июня 2020 г. о привлечении ООО «Симбирскпроект» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.29. КоАП РФ, вынесено также после 24 марта 2020 г. – даты вступления в законную силу названного Указа Губернатора Ульяновской области, и из – за этого отменено указанным выше решением судьи районного суда с применением статьи 1.7. КоАП РФ.
Согласно статье 1.7. КоАП РФ, части 1, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 этой статьи КоАП РФ установлено, что Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании Закона, действующего во время производства по указанному делу.
Вместе с этим, из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что он не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17. КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим, за исключением случаев, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Таких существенных нарушений, изложенных в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 30.17. КоАП РФ, которые были бы допущены названным судьёй районного суда на предыдущей стадии процесса и привели к неправильному разрешению дела, кассационным судом не установлены.
При таких обстоятельствах, на основании изложенных норм права оснований для отмены опротестованного прокурором Ульяновской области судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13., пунктом 1 части 2 статьи 30.17. КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2020 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19.29. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░