ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-3465/2023
город Краснодар 9 июня 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. на вступившее в законную силу решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шевченко Е.В.,
установил:
постановлением инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. от 1 ноября 2020 года Шевченко Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 сентября 2022 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Шевченко Е.В. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит указанное судебное решение отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Шевченко Е.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы на вышеназванный судебный акт, возражения на жалобу не представила.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шевченко Е.В. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 22 октября 2020 года в 19 часов 59 минут около дома № 169 по пр. Маршала Жукова в Дзержинском районе г. Волгограда водитель транспортного средства <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, собственником (владельцем) которого является Шевченко Е.В., в нарушение пунктов 10.1, 10.2 Правил дорожного движения превысил установленную скорость движения на 27 км/ч, двигаясь со скоростью 87 км/ч при разрешенной 60 км/ч.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шевченко Е.В. к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу по основанию отсутствия в действиях Шевченко Е.В. состава административного правонарушения, судья Дзержинского районного суда г. Волгограда исходил из того, что совокупность представленных заявителем доказательств позволяют сделать вывод о том, что в момент фиксации административного правонарушения Шевченко Е.В. не являлась владельцем транспортного средства.
Между тем, с выводами нижестоящей судебной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Такой срок установлен частью 1 статьи 30.3 названного Кодекса, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, жалоба на постановление инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области от 1 ноября 2020 года подана Шевченко Е.В. 11 августа 2022 года, то есть с пропуском установленного срока обжалования постановления более чем на один год.
Восстанавливая пропущенный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении по ходатайству Шевченко Е.В., судья районного суда сослался на то, что копия постановления направлена Шевченко Е.В. по адресу ее регистрации: <адрес>, в то время как местом жительства Шевченко Е.В. согласно нотариальной доверенности, выданной заявителем на представление ее интересов Доценко В.В., указано: <адрес>.
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено, что названная доверенность № 23АВ2092992, выданная Доценко В.В. на представление интересов Шевченко Е.В., оформлена 5 декабря 2021 года, то есть после даты совершения административного правонарушения, в связи с чем не может служить доказательством иного места жительства Шевченко Е.В.
В карточке учёта транспортного средства <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № владельцем транспортного средства указана Шевченко Е.В., адресом регистрации которой является: <адрес>.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что копия постановления должностного лица административного органа от 1 ноября 2020 года направлена на временное хранение в связи с истечением срока хранения корреспонденции.
Таким образом, копия постановления по делу об административном правонарушении была направлена Шевченко Е.В. по указанному ею месту жительства (регистрации) при регистрации вышеуказанного транспортного средства. Однако Шевченко Е.В. зная о том, какой адрес она указала при регистрации транспортного средства, не контролировала поступление в свой адрес корреспонденции, ее получение также не обеспечивала.
При принятии жалобы к своему рассмотрению указанные обстоятельства судьей районного суда должным образом проверены не были, юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим доказыванию и имеющим значение для правильного разрешения надлежащая, оценка не дана.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Указанные выше нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
При таких обстоятельствах решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Шевченко Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, производство по настоящему делу в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение судьи районного суда признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. от 1 ноября 2020 года, которым Шевченко Е.В. привлечена к административной ответственности, также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. удовлетворить.
Постановление инспектора отдела по исполнению административного законодательства ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Тимченко П.А. от 1 ноября 2020 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Шевченко Екатерины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько