ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2856/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 апреля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Куликова Александра Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича,
установила:
решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 15 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 6 сентября 2021 года вышеуказанное решение судьи районного суда от 15 июня 2021 года отменено, материалы дела возвращены на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года, глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Куликов А.Н. ставит вопрос об отмене постановления судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, решения судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц (в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров и т.д.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении и обжалуемых актов, основанием для привлечения главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о невыполнении в срок до 1 ноября 2020 года пунктов 1 и 2 предписания от 31 октября 2019 года № 3, выданного должностными лицами Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Чувашской Республики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по результатам проверки соблюдения требований в области гражданской обороны в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики.
Так, в соответствии с названным предписанием администрацией в установленный срок не были устранены следующие нарушения:
- к местной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее МАСЦО) подключены 3 электросирены С-40, что не соответствует установленным требованиям, а именно: не обеспечивает доведение сигнала «Внимание всем!» и речевой информации оповещения до всего населения, проживающего на территории Аликовского района Чувашской Республики. Нет технической возможности отбора каналов радиотрансляционных сетей связи для передачи сигналов или команд для всего населения района по телевидению, проводному и эфирному радиовещанию. В 2018-2019 годах финансовые средства на реконструкцию (создание МАСЦО) не выделялись. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ (пункт 10 приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», пункт 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687);
- 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствуют требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, а именно: нарушена гидроизоляция внешнего периметра здания; нет аварийных выходов, герметических дверей (вход и аварийный выход), системы отопления, мест для сидения-лежания, системы вентиляции (1- режим чистая вентиляция) с внутренней разводкой воздуховодов приточной и вытяжной вентиляции, схем инженерных систем жизнеобеспечения, схемы размещения мест для сидения и лежания согласно нормам объемно-планировочным и конструктивным решениям, инструкций действиям звеньев по укреплению защитных свойств ПРУ, инструментов и инвентаря для оборудования пожарного щита схемы эвакуации укрываемых, пакета документации по ПРУ, электрооборудование (силовой и осветительной системы) требует замены. В весенне-осенний период данные объекты систематически подтапливаются из-за нарушения гидроизоляции отмостки. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ. Руководители муниципальных учреждений на территории которых имеются ЗСГО, не заслушивались на заседаниях комиссии по содержанию данных объектов (пункт 21 статьи 15 Федерального закона от6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне», статья 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», пункт 15.4 Положения об организации и ведение гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 (пункт 3.2.1 приказа МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»), приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе предписанием об устранении нарушений требований в области гражданской обороны от 31 октября 2019 года № 3 (л.д. 9-10), распоряжением заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии от 1 февраля 2021 года № 1 о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления на предмет выполнения этого предписания (л.д. 6), актом проверки от 25 февраля 2021 года (л.д. 7-8), протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2021 года № 1 (л.д. 4-5) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом не приняты достаточные и зависящие от него меры для выполнения предписания в полном объеме в установленный срок.
Сведений о признании предписания от 31 октября 2019 года № 3 в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобой не представлено.
Действия главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. квалифицированы по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Данных, подтверждающих, что главой администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликовым А.Н. предприняты своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 1 ноября 2020 года, в том числе уведомления органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, о невозможности выполнения предписания в указанный срок, в материалы дела не представлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, о неисполнимости выданного предписания, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Куликова А.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Куликову А.Н. в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича, оставить без изменения, а жалобу Куликова А.Н. оставить без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова