Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-1393/2024 от 09.02.2024

№16-1393/2024

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск                        02 мая 2024 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Департамента здравоохранения Тюменской области Чиквиладзе Д.Т., действующего по доверенности, на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 10 октября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Тюменской области,

установил:

постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее также - МО по ОИП УФССП России по Тюменской области) <данные изъяты> от 15 августа 2023 года Департамент здравоохранения по Тюменской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 10 октября 2023 года (№12-521/2023), оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 11 декабря 2023 года (№21-425/2023), постановление судебного пристава-исполнителя от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении изменено, назначенное Департаменту здравоохранения по Тюменской области административное наказание в виде административного штрафа снижено до 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу решения, защитник Департамента здравоохранения Тюменской области Чиквиладзе Д.Т., действующий по доверенности, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что судами не учтены доводы Департамента здравоохранения Тюменской области о принятии мер к исполнению судебного акта, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем исполнительное производство возбуждено 20 апреля 2023 года, при этом Департаментом здравоохранения Тюменской области в адрес судебного пристава-исполнителя 26 апреля 2023 года направлено письмо о порядке исполнения решения суда, в котором указано на то, что при формировании бюджета Тюменской области на 2023 год на нужды системы здравоохранения региона, в отношении взыскателя по исполнительному производству не была учтена необходимость приобретения дорогостоящего лекарственного препарата, в связи с чем Департаменту требовалось осуществить процедуру выделения денежных средств из бюджета области и закупку в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно положениям которого на проведение закупки и заключение договора требуется не менее 35 дней. Также заявитель в жалобе указывает, что распоряжением Правительства Тюменской области от 23.06.2023 года № 520-рп) Департаменту выделены средства на закупку, после чего было заключено соглашение о предоставлении субсидии ГБУЗ ТО «ОКБ № 1», которое является медицинским учреждением, ответственным за лечение и обеспечение лекарственными препаратами пациентов с диагнозом взыскателя на территории Тюменской области, и в рамках реализации соглашения в соответствии с законодательством о государственных закупках для приобретения лекарственного препарата осуществлены необходимые мероприятия, в том числе: размещена закупка на официальном портале государственных закупок 13.07.2023 года, по результатам торгов 25 июля 2023 года между ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №1» и ООО «ИРВИН 2» заключен договор на поставку лекарственного препарата. О принятии необходимых для исполнения решения суда в рамках действующего законодательства о контрактной системе Департамент уведомлял службу судебных приставов неоднократно, при этом 21 августа 2023 года лекарственный препарат поступил в ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №1» согласно товарной накладной от 14 августа 2023 года, и взыскатель обеспечен лекарственным препаратом, с учетом чего исполнительное производство окончено 20 сентября 2023 года.

В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по запросу 03.04.2024 года, в соответствии с указанной нормой, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из обжалуемых актов и материалов дела, 31 марта 2023 года Центральным районным судом г. Тюмени по делу № 2<данные изъяты>2022 на основании вступившего в законную силу решения суда в отношении должника Департамента здравоохранения Тюменской области выдан исполнительный лист <данные изъяты>, согласно которому на Департамент здравоохранения Тюменской области возложена обязанность обеспечить <данные изъяты>. лекарственным препаратом <данные изъяты>) на постоянной основе (л.д. 28-29).

На основании указанного исполнительного листа 20 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Тюменской области возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> и постановлением о возбуждении исполнительного производства от 20 апреля 2023 года должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 6-7), которое должником получено.

29 мая 2023 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 13 июня 2023 года (л.д. 42).

Также постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 июля 2023 года должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 20 июля 2023 года (л.д. 33). Указанное постановление получено Департаментом в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг 12 июля 2023 года.

Из материалов дела также усматривается, что 20 сентября 2023 года исполнительное производство окончено судебным приставом-исполнителем в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 71).

25 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Тюменской области в отношении Департамента здравоохранения Тюменской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано на то, что по истечении вновь установленного судебным приставом-исполнителем срока после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора должником решение суда не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Департамента здравоохранения Тюменской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица изменено в части размера назначенного Департаменту здравоохранения Тюменской области административного штрафа, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения; при этом доводы представителя Департамента, аналогичные заявленным в настоящей жалобе, судья районного суда отклонил, указав на то, что они несостоятельны и направлены на уход от административной ответственности, при этом судья отметил, что с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения должник не обращался.

При пересмотре дела по жалобе защитника Департамента судья областного суда также пришел к выводам о законности постановления должностного лица и правильности его выводов о наличии в деянии Департамента здравоохранения Тюменской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе тем решение судьи областного суда признать законным и обоснованным не представляется возможным в связи со следующим.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении его законность и обоснованность проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса, устанавливающей обязанность судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Требования приведенных норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела и принятии по его результатам мотивированного решения судьей областного суда не выполнены.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вышеприведенные положения части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ устанавливают возможность наступления ответственности за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный должностным лицом службы судебных приставов срок, при условии отсутствия для этого уважительных причин.

Рассматривая жалобу защитника Департамента, судья Тюменского областного суда вышеуказанные правовые положения не учел и доводы приведенные защитником в жалобе фактически не проверил; при этом судьей не исследована возможность Департамента здравоохранения Тюменской области исполнить обязанность по обеспечению взыскателя лекарственным препаратом на постоянной основе в сроки, установленные судебным-приставом исполнителем, с учетом действующего правового регулирования разрешения таких вопросов, и возможность исполнения названного постановления должностного лица службы судебных приставов от 11 июля 2023 года о назначении нового срока исполнения до 20 июля 2023 года, не установлены причины неисполнения судебного решения в указанные сроки и их характер, а также не проверены доводы о принятых Департаментом мерах для исполнения решения суда.

Без проверки указанных обстоятельств вывод о том, что Департамент здравоохранения Тюменской области законно и обоснованно, с соблюдением требований Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным.

Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Тюменского областного суда на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а данное дело – возвращению на новое рассмотрение в Тюменский областной суд.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье областного суда следует учесть все вышеизложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, и дать оценку доводам заявителя, приведенным им в жалобе, принять соответствующее мотивированное и обоснованное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Тюменского областного суда от 11 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Тюменской области, отменить.

Дело возвратить в Тюменский областной суд на новое рассмотрение жалобы Департамента здравоохранения Тюменской области.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции                Трапезникова И.И.

16-1393/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на пост. БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ С НАПРАВЛЕНИЕМ НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Ответчики
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Чиквиладзе Давид Титевич
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее