Дело № 2-701/2023 31 мая 2023 года
УИД 29RS0022-01-2022-001389-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Савеловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Туровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пертоминское» об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома,
установил:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Пертоминсое» (далее – администрация МО «Пертоминское») об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома.
В обоснование иска указал, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области по результатам проверки исполнения администрацией МО «Пертоминское» полномочий по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам, социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими установлено, что органом местного самоуправления – собственником <адрес> не организовано обследование жилого помещения в соответствии с Положением о признании жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № (далее - Положение), в целях признания данных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией. Администрация МО «Пертоминское», являясь собственником указанной квартиры в <адрес> <адрес>, располагая сведениями о неудовлетворительном состоянии квартиры, потребности в косметическом ремонте, ремонте полов и разрушений печей, в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью данного дома, в межведомственную комиссию с заявлением о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не обращалась. Просят суд обязать администрацию муниципального образования «Пертоминское» в течение
3 (трех) месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев с момента получения заключения обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Определением суда от 15 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены проживающие в д<адрес> Опякина ****, Макаров ****, Опякин ****, Татаринов ****, Коковин ****
Помощник прокурора Маликова **** в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика – администрации МО «Пертоминское» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, ранее представил письменный отзыв, из содержания которого следует, что с исковыми требованиями прокурора администрация согласна. Указывает, что мероприятия по проведению обследования специализированной организацией конструктивных элементов спорного многоквартирного дома запланированы в июне 2023 года, в течение трех месяцев после получения заключения специализированной организации администрация обязуется обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия указанного многоквартирного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Представитель третьего лица – орган опеки и попечительства администрации МО «Приморский муниципальный район» Пашкова ****. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Третьи лица - Опякина ****., Макаров **** Опякин **** Татаринов ***., Коковин ****. в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца Маликову ****., представителя третьего лица – орган опеки и попечительства администрации МО «Приморский муниципальный район» Пашкову ****., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку организация содержания муниципального жилищного фонда отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, а неисполнение этой обязанности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №) к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 4 ст. 15 ФЗ № органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с соглашением от 05 октября 2015 года (в редакции от 19 ноября 2021 года) администрацией МО «Приморский муниципальный район» администрации переданы полномочия по решению вопросов местного значения в сфере обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного само�������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�+�?�?�¦�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.