УИД 29MS0046-01-2021-001406-94
Дело № 11-8/2023
Мировой судья Николаева Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2023 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело № 2-2076/2022 по апелляционной жалобе ответчика Федченко С.В. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Пинежского судебного района Архангельской области от 30 ноября 2022 года, которым постановлено:
«исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Федченко С.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, пени, судебных расходов по оказанию юридических услуг и оплате госпошлины, удовлетворить.
Взыскать с Федченко С.В. (паспорт РФ: <...> №***) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН <...>, ОГРН <...>) задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО из расчета на четверых человек, по лицевому счету №***, за период с 01.01.2020г. по 28.02.2021г. размере 2887,36 руб., пени в размере 43,33 руб., судебные расходы по уплате госпошлины, в размере 400 руб., судебные расходы по оказанию юридических услуг, в размере 3000 руб., всего 6330 (Шесть тысяч триста тридцать) руб. 69 коп.»,
установил:
ООО «ЭкоИнтегратор» обратилось к мировому судье с иском к Федченко С.В. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени. В обоснование требований указано, что ответчик зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> (лицевой счет №***). Согласно установленными тарифами, размер платы за обращение с ТКО по указанному адресу составляет 51,56 руб. с человека. Для целей учета задолженности ООО «ЭкоИнтегратор» заключило договор с АО «Центр расчетов», которое, в свою очередь, осуществляет учет поступлений от граждан, а также выставляет счета за предоставляемые услуги, производит начисление пеней с учетом жилищного законодательства. Задолженность за период с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года составила 2887,36 руб., пени в размере 43,33 руб. Для организации судебного взыскания и сбора просроченных платежей через принудительное взыскание были заключены договора: агентский договор и договор на оказание юридических услуг с ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга». По Агентскому договору Агент обязуется совершать от своего имени, по поручению, в интересах и за счет Принципала действия по взысканию задолженности с физических и юридических лиц за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно предоставленному реестру должников в судебно-приказном производстве. Истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, однако судебный приказ №***/2021 от ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей был отменен 30.06.2021 г. Истцом понесены расходы по составлению искового заявления в размере 3000 руб. Просил взыскать с ответчика задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 28.02.2021 по л/с №*** в размере 2887,36 руб., пени за период с 01.01.2020 по 28.02.2021 в размере 43,33 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., расходы на оплату госпошлины в размере 400 руб.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение. Дело рассмотрено в упрощенном порядке в соответствии с главой 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Не согласившись с решением мирового судьи, Федченко С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоИнтегратор». В обоснование доводов жалобы указал, что фактическое расстояние контейнерной площадки от жилого дома составляет <...> м., истец не доказал, что у ответчика была возможность пользоваться услугой. Правила обращения с ТКО предусматривают, что складирование отходов допускается помимо контейнеров также в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором, однако такую возможность регоператор ответчику не предоставил. Ссылки мирового судьи на то, что ответчик не доказал факт самостоятельного вывоза и утилизации ТКО, не состоятельны, поскольку данный вопрос в рамках рассматриваемого дела на обсуждение не выносился. Поскольку услуга по обращению с ТКО ему оказана не была, взимание платы за не оказанную услугу незаконно.
В соответствии с частью 1 статьи 335.1 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Положениями частей 1, 2 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статья 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила № 354).
В пункте 1 Правил № 354 закреплено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 4 статьи 154 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым услуга по обращению с твердыми коммунальным отходами отнесена к коммунальным услугам.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, собственники жилых помещений обязаны оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов своей жизнедеятельности.
Согласно статье 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В пунктах 1 и 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок деятельности регионального оператора по обращению с ТКО регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 1156 в случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федераций), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как определено в абзаце 22 статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Статьей 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 июня 2016 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 01 января 2016 года.
Указанные выше положения действуют во взаимосвязи с нормами Закона № 89-ФЗ, в который также неоднократно вносились изменения. Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО будет обеспечиваться региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ.
Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(5) Правил № 1156 определено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
29 октября 2019 года между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» заключено соглашение, в соответствии с условиями которого последнее из названных лиц наделено полномочиями регионального оператора деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, в его компетенции отнесено предоставление услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области.
Услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «ЭкоИнтегратор» с 01 января 2020 на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора.
16 января 2020 года ООО «ЭкоИнтегратор» разместило в газете «Архангельск», и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, на 16-й рабочий день со дня публикации предложения, то есть, начиная с 07 февраля 2020 года, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным со всеми потребителями, которые не направили заявку, на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 148 (1) и 148 (21) Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Действующим законодательством и по итогам проведения конкурсного отбора не предусмотрено обращение с ТКО на территории Архангельской области иным способом, кроме как посредством ООО «ЭкоИнтегратор», который приобрел статус регионального оператора с 1 января 2020 года и осуществляет свою деятельность.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, с 01 января 2020 года у него возникла обязанность по внесению платы за услуги на обращение с ТКО независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как верно указано мировым судьей, на основании пункта 5 статьи 30 ЖК РФ, части 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ ответчик обязан оплачивать оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО.
Указанная обязанность Федченко С.В. исполнена не была.
Таким образом, ответчику правомерно начислена задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 28.02.2021 в размере 2 887,36 руб.
Представленный в материалы дела расчет, которым руководствовался мировой судья при удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции считает верным, выполненным, исходя из тарифа, отраженного в Постановлении Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 № 86-в/1 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области».
Кроме того, в связи с неоплатой указанной коммунальной услуги, обоснованно в соответствии со статьей 155 ЖК РФ начислены пени за период с 01.01.2020 по 28.02.2021, размер которых составил 43,33 руб.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, возможность самостоятельной утилизации гражданами твердых коммунальных отходов не предусмотрена и прямо противоречит нормам действующего законодательства, в том числе положениям статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ.
Ответчиком Федченко С.В. мировому судье при рассмотрении гражданского дела, в том числе при подаче отзыва, в обоснование своих доводов о несогласии с иском не представлено доказательств того, что он осуществляет самостоятельную переработку мусора (твердых коммунальных отходов), не нарушая требования законодательства, равно как и доказательств заключения им договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание данной услуги, сделанного в соответствии с действующим законодательством.
Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части непредоставления соответствующей коммунальной услуги суд апелляционной инстанции отклоняет.
Не обустройство контейнерных площадок рядом с домом Федченко С.В. не свидетельствует о не оказании ему услуг по обращению с ТКО, поскольку к ведению ООО «ЭкоИнтегратор», как верно отмечено мировым судьей, обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Решение мирового судьи в части взыскания расходов на оплату юридических услуг, расходов по оплате госпошлины соответствует требованиям статей 98, 100 ГПК РФ, подателем жалобы в указанной части не оспаривается.
С учетом изложенного, выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Пинежского судебного района Архангельской области от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федченко С.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.Ю. Жук