Адм. дело № 5-542/2021
УИД 21RS0023-01-2021-001420-92
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола
об административном правонарушении
3 марта 2021 г. г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» Родионовым В.В. в отношении Алексеева ФИО8, дата года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям адрес» (далее – МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары») Родионовым В.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Алексеева ФИО9, дата года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ФИО1 Республика, адрес о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из обозначенного протокола следует, что дата в 17 час. 32 мин. на остановке общественного транспорта «МТВ центр» по адресу: адрес, в нарушение п. 2 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» Алексеев В.М. находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в общественном транспорте, тем самым, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеев В.М., приглашенный к 11 час. 20 мин. дата, к указанному времени не явился.
К протоколу приложен акт фиксации нарушений № б/н от дата, составленный главным специалистом-экспертом отдела ЖКХ и благоустройства администрации Ленинского района г. Чебоксары ФИО5 и инспектором ППСП мобольного взвода 5 роты ОБ ППСП УМВД России по г. Чебоксары ФИО6, объяснение ФИО7 от дата, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от дата, уведомление от дата в адрес Алексеева В.М. о направлении определения и назначении рассмотрения административного дела, составлении протокола об административном правонарушении на 11 час. 20 мин. дата (без приложения определения), запрос в МВД по ФИО1 Республике от дата о предоставлении паспортных данных и данных о месте жительства Алексеева В.М., адресная справка, уведомление от дата в адрес Алексеева В.М. о направлении протокола об административном правонарушении, отчет об отслеживании отправления.
При этом в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором по отправителю МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Чебоксары» и получателю Алексееву В.М. указано, что уведомление принято в отделении связи дата, прибыло в место вручения дата, дата вручено почтальоном.
Исследовав представленные суду материалы административного дела, считаю, что административный материал подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении для устранения недостатков, исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
Судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения, проверить полномочие должностного лица, составившего протокол, и сведения о лице, совершившим правонарушение, а также соблюдение порядка оформления протокола.
При этом, исходя из приведенных положений КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении, составленный административным органом с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности и влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности, независимо от наличия или отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из представленных материалов, при обнаружении дата события, содержащего признаки административного правонарушения, протокол об административном правонарушении не составлен.
дата начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» ФИО4 вынесено определение (спустя 19 дней) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором указано, что дело возбуждено в отношении ФИО2
С указанной даты какие-либо действия по административному расследованию в соответствии с КоАП РФ не проводились: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не опрошено, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ему не разъяснены, свидетель был опрошен дата и при проведении административного расследования иные свидетели не установлены и не опрошены, не получены иные доказательства совершения именно ФИО2 К.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Все имеющиеся в деле доказательства получены дата (акт и объяснение свидетеля), для получения адресной справки проведение административного расследования не требовалось.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и событие административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, личность Алексеева В.М. установлена со слов лица, в отношении которого составлен акт.
Каких-либо документов, с достоверностью позволяющих определить личность человека, представившегося Алексеевым В.М., в деле не имеется, тем самым определить его личность не представляется возможным. Суд не может идентифицировать личность Алексеева В.М. с лицом, в отношении которого составлен акт, фотоматериал с места правонарушения также отсутствует.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации).
В силу пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
При составлении дата должностным лицом протокола об административном правонарушении и при производстве по делу личность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливалась со слов при составлении акта от дата, документы, удостоверяющие личность лица, в отношении которого оставлялся протокол об административном правонарушении, в материалы дела представлены не были.
Указанное обстоятельство является препятствием для рассмотрения дела судом.
Кроме того, в соответствии с ч.ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Часть 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусматривает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, только в случае, если они извещены в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В направленном в суд протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Алексеева В.М. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеев В.М. не явился, сведения о разъяснении ему как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, положений ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ отсутствуют, протокол об административном правонарушении не вручен.
В материалах, направленных вместе с протоколом об административном правонарушении содержится уведомление от дата в адрес Алексеева В.М. о направлении определения и назначении рассмотрения административного дела, составлении протокола об административном правонарушении на 11 час. 20 мин. дата, то есть на иную дату, чем указана в протоколе об административном правонарушении – дата
При буквальном чтении данного уведомления оснований для признания извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим не имелось, также не имелось оснований для составления протокола об административном правонарушении в отсутствии Алексеева В.М. дата
Также в деле отсутствуют какие-либо доказательства совершения административного правонарушения: составленный дата акт и объяснения свидетеля без иных доказательств не может являться достаточным для разрешения вопроса о привлечении Алексеева В.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Отсутствие достоверных данных об обстоятельствах совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указание на нарушение нормативного правового акта, признанного утратившим силу, также создает для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ.
Помимо вышеуказанных недостатков, протокол об административном правонарушении поступил в суд без данных о личности Алексеева В.М., сведений о привлечении его ранее к административной ответственности, что не позволяет достоверно установить правильность применения материальной нормы, предусматривающей ответственность, и обстоятельства, в том числе предусмотренные ст.ст. 4.1-4.6 КоАП РФ, необходимые для рассмотрения дела по существу.
Таким образом, вышеуказанные недостатки создают для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ. Данный недостаток не может быть восполнен судом.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. По данному вопросу судом в случае необходимости выносится определение (ст. 29.4 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 29.6 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении от дата, составленный начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям адрес» ФИО4 в отношении Алексеева ФИО10, дата года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» для устранения недостатков.
Судья Е.Н. Волкова