Судья: Иванова А.И. адм. дело N 33а-6228/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Чирковой Е.А. и Пудовкиной Е.С.
при секретаре Лязиной А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-950/2024 (N 2а-7011/2023) по апелляционной жалобе Федорова Т.В. на решение Ленинского районного суда г.Самара от 6 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного истца Валуйских А.Г., судебная коллегия
установила:
Федорова Т.В. обратилась в Ленинский районный суд г.Самара с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара N № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов (далее - Распоряжения N № от ДД.ММ.ГГГГ г.) (л.д. 28-29).
В обоснование административного иска указано, что Федоровой Т.В. на праве аренды принадлежит земельный участок, относящийся по категории к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> участок без номера, около участка N № (л.д. 14) Договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством N № заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-52).
ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец в лице представителя Валуйских А.Г. через <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов для ведения огородничества, ссылаясь на подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 (л.д. 10-11), в Департаменте градостроительства г.о.Самара заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г. (89-90).
Распоряжением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. в предоставлении земельного участка отказано по мотиву несоответствия цели использования земельного участка согласно договору аренды земельного участка целям использования земельного участка, указанным в подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 (л.д. 28-29).
Ссылаясь на то, что оспариваемое Распоряжение N № от ДД.ММ.ГГГГ г. нарушает ее права на приобретении в собственность земельного участка, Федорова Т.В. просила признать его незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения принять решение по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением Ленинского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д. 130-134).
В апелляционной жалобе Федорова Т.В. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления (л.д. 144-148).
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы законодательства приведены в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен исчерпывающий перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2536) допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведен в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что 6 сентября 2012 г. между министерством имущественных отношений Самарской области и Федоровой Т.В. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством N 2358а-2012, относящегося по категории к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения огородничества, площадью 486 кв.м, с кадастровым номером 63:01:06340026:29, расположенном по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул.Ново-Садовая, участок без номера, около участка N 219А (л.д. 45-52).
ДД.ММ.ГГГГ г. Федорова Т.В. обратилась к Главе г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов для ведения огородничества на основании подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 (л.д. 89-90).
Распоряжением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. в предоставлении земельного участка отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведении торгов», утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. N № (далее – Административный регламент), при этом указано, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям его использования, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 28-29).
В обоснование отказа Департамент градостроительства г.о.Самара также ссылается на пункт 9 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, согласно которому виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующих территориальных зон устанавливается градостроительным регламентом; на Карту градостроительного зонирования г.Самары Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N № (далее Правила землепользования и застройки), согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2)), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено; использование земельного участка с кадастровым номером № для ведения огородничества относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, при этом решение уполномоченным органом о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении испрашиваемого земельного участка не принималось.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сослался на отсутствие для этого правовых условий, установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ и пришел к выводу, что Распоряжение N № от ДД.ММ.ГГГГ г. соответствует закону и не нарушает права и законные интересы административного истца.
При этом исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где использование земельного участка для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено, а решение уполномоченного органа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении испрашиваемого земельного участка не принималось.
Довод Федоровой Т.В. о том, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления N № допускается продажа испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, поскольку ее семья арендует названный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ г. на основании договоров аренды N № <данные изъяты> г., Постановления Главы г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. N № и что на протяжении всего времени использования земельного участка вид его разрешенного использования не менялся, судом первой инстанции признан несостоятельным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, а установленные факты, подтвержденными исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
При этом принимает во внимание, что на Департамент градостроительства г.о.Самара при поступлении заявления Федоровой Т.В. о предоставлении ей в собственность арендованного ею земельного участка на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N №, была возложена обязанность по проверке соблюдения условий, указанных в подпункте "а" пункта 1 данного Постановления.
Судом первой инстанции установлен факт выполнения Департаментом градостроительства г.о.Самара данной обязанности.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, приведенные административным истцом в административном исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела, которым районным судом дана оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
В связи с отсутствием необходимой для признания незаконным оспариваемого Распоряжения N № от ДД.ММ.ГГГГ г. совокупности условий, решение Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. отмене, а апелляционная жалоба Федоровой Т.В. удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г.Самара от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Т.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: