Мировой судья Жойкина А.А.
Дело № 11-10/2022
Поступило 09.03.2023г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2023 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Зарбаевой В.А.,
при секретаре Д.,
с участием старшего помощника прокурора Заиграевского района РБ В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту прав и законных интересов К. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о взыскании денежных средств, возложении обязанности произвести финансирование
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Бурятия О. на решение мирового судьи судебного участка №1 Заиграевского района Республики Бурятия от 26 декабря 2022г. которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в защиту прав и законных интересов К. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу К., законного представителя несовершеннолетней К. денежные средства, затраченные на приобретение датчиков непрерывного мониторинга гликемии FreeStyleLibre в размере 27 000 руб.
В удовлетворении требований к ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» - отказать»,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Заиграевского района РБ, обращаясь в суд с иском в интересах несовершеннолетней К., просил взыскать с ответчика ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» в пользу К. затраченные на приобретение датчиков непрерывного мониторинга гликемии FreeStyleLibre денежные средства в сумме 27000 руб.; обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование выплаты К. денежных средств в размере 27 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в сфере защиты прав инвалидов на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в ходе которой установлено, что К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлен диагноз: сахарный диабет 1 типа. К. является ребенком- инвалидом, в связи с чем имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг. Ребенку установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm MMT -722 в ноябре 2020 г. Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» дети инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Проверкой установлено, что К. является ребенком - инвалидом с 2007 года. В соответствии с выписными эпикризами из истории болезни, амбулаторной карты К., учитывая колебания гликемиии в течение дня, гипоглекимии ребенку рекомендован непрерывный мониторинг FreeStyleLibre,1 датчик устанавливается на 14 дней, в 1 месяц - 2 датчика. На обращение в ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» по вопросу льготного обеспечения К. средствами для непрерывного мониторинга глюкозы, дан ответ, что сенсоры для детей на 2021 год не заявлены. В нарушение требований законодательства К. сенсоры выданы лишь в октябре 2021 года. Ввиду ненадлежащего обеспечения сенсорами для инсулиновой помпы законный представитель К. - К. была вынуждена приобретать за счет собственных средств указанные средства диагностики. Приобретены: датчики непрерывного мониторинга гликемиии FreeStyleLibre ( ДД.ММ.ГГГГ- 2 датчика на общую сумму 9000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ - 2 датчика на общую сумму 9000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ - 2 датчика на общую сумму 9000 руб.).
Представитель процессуального истца старший помощник прокурора Заиграевского района РБ В. исковые требования поддержала.
Законный представитель несовершеннолетней К. – К., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» Ц. возражал против заявленных исковых требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью. Пояснил, что обязанность по льготному обеспечению материалами к системе НМГ у ответчиков отсутствует, нормативными актами данный вопрос не урегулирован, расходные материалы должны приобретаться пациентами, законными представителями пациентов за счет личных средств. С октября 2021г. расходные материалы к системе НМГ детям - инвалидам, страдающим сахарным диабетом, расходные материалы к системе НМГ предоставляются бесплатно за счет республиканского бюджета по решению Минздрава РБ. Кроме того, пояснил, что финансирование ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» осуществляется за счет Министерства здравоохранения РБ.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия, извещенное надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. От представителя О. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление О. просила в иске отказать, ссылаясь на то, что обязанность по льготному обеспечению материалами к системе НМГ у Министерства отсутствует, нормативными актами данный вопрос не урегулирован, в связи с чем полагает, что расходные материалы должны приобретаться пациентами за счет личных средств.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РБ О. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы повторяют доводы письменных возражений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший помощник прокурора Заиграевского района РБ В. полагала решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От представителя Министерства здравоохранения РБ О. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, несовершеннолетняя К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой серии МСЭ -2016 № ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Бурятия» Минтруда России Бюро МСЭ №.
В соответствии с выписными эпикризами из истории болезни, амбулаторной картой К. рекомендовано: «учитывая колебания гликемии в течение дня, гипогликемии до 2, 9 ммоль/л рекомендован непрерывный мониторинг гликемии FreeStyleLibre, 1 датчик устанавливается на 14 дней, в 1 месяц - 2 датчика/ самоконтроль гликемии 4 раза в день.»
Разрешая спор, суд первой инстанций установив наличие у несовершеннолетней К. заболевания (сахарный диабет), права на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача, необеспечение несовершеннолетней ответчиками необходимыми по жизненным показаниям медицинскими изделиями, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу К., законного представителя несовершеннолетней К. денежные средства, затраченные на приобретение датчиков непрерывного мониторинга гликемии FreeStyleLibre в размере 27000 руб.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационного суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в который включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.
Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения "сахарного диабета 1 типа у детей", также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
В соответствии с п. 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из вышеприведенных положений в их совокупности следует, что к числу государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
При этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Нуждаемость К. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, а именно выписным эпикризом из истории болезни, где указано на нуждаемость несовершеннолетней в постоянном использовании систем непрерывного мониторирования гликемии.
Доводы о том, что нормативно вопрос о предоставлении бесплатно датчиков непрерывного мониторинга гликемии не урегулирован, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалидам гарантировано за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о возложении на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанности по взысканию денежных средств, затраченные на приобретение датчиков непрерывного мониторинга.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы, фактически выражают несогласие с выводами мирового судьи, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, суд считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба представителя Министерства здравоохранения РБ О., которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Заиграевского района Республики Бурятия от 26 декабря 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья подпись Зарбаева В.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023г.
Судья подпись Зарбаева В.А.
Копия верна: Судья Зарбаева В.А.