Дело № 2-4661/2023
74RS0017-01-2023-005888-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дружининой О.В.,
при секретаре Кураксиной А.А.,
с участием прокурора Казаковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Златоуста Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Златоуста обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее ОМС «КУИ ЗГО»), в котором просит:
- признать бесхозяйной вещью ливневую канализацию, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>;
- обязать ответчика принять в муниципальную собственность ливневую канализацию, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 5-8).
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению гражданина о признании бесхозяйным объектом ливневой канализации, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу <адрес>. Согласно письму ОМС «КУИ ЗГО» комиссией созданной распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии» ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование ливневой канализации, расположенной на вышеуказанном земельном участке в районе 5 секции здания, расположенного по адресу <адрес>. В результате обследования вывялено, что ливневая канализация находится на огороженной территории вдоль бывшей швейной фабрики (ТК <данные изъяты>), назначение данной ливневой канализации – собирает дождевые и талые воды только с участка прилегающей территории ТК <данные изъяты>. К межквартальной ливневой канализации она не относится, т.к. не собирает воду с межквартальных территорий, в частности с <адрес> и <адрес> Ливневая канализация находится в удовлетворительном состоянии, протяжённость ливневой канализации – 155 м., в т.ч. металлическая решётка 100 м., размер лотка 300x300 мм. По результатам обследования ливневой канализации принято решение о нецелесообразности включения данного объекта в Реестр муниципального имущества. Указанная ливневая канализация в муниципальную собственность не принята, в реестре муниципального имущества городского округа не состоит, на баланс и обслуживание иным лицам не передана, документы, подтверждающие право собственности, отсутствуют. ОМС КУИ ЗГО не обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества на данный объект коммунальной инфраструктуры. Основной задачей Комитета по управлению имуществом является разработка и проведение единой политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории Златоустовского городского округа. Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределённого круга лиц орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учёт в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Прокурор Казакова Т.Б. в судебном заседании заявленные прокурором г. Златоуста в интересах неопределённого круга лиц исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ОМС «КУИ ЗГО», третьего лица товарищества собственников недвижимости «Швейка» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 24, 31).
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 25, 28). В письменном мнении, направленном в адрес суда (л.д. 27-28), указал, что в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет. Сведения об объекте недвижимого имущества – ливневая канализация, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют. В представленном исковом заявлении необходимые параметры спорного объекта недвижимости отсутствуют. Учитывая изложенное, определить, обращался ли орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учёт объекта недвижимого имущества – ливневой канализации, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в качестве бесхозяйного не представляется возможным.
Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.
Как следует из искового заявления, материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, прокуратурой г. Златоуста по обращению директора ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) проведена проверка о признании бесхозяйным объектом ливневой канализации, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 74:25:0305006:960, расположенному по адресу <адрес>.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Из ответа ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес прокуратуры г. Златоуста, следует, что комиссией, созданной распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии», ДД.ММ.ГГГГ для установления принадлежности данной ливневой канализации и определения её технического состояния состоялось комиссионное обследование вышеуказанного объекта коммунального значения, на котором принято решение о нецелесообразности включения данного объекта в Реестр муниципального имущества (л.д. 14).
Из материалов дела следует, что комиссией в составе заместителя главы Златоустовского городского округа по инфраструктуре, главного специалиста отдела имущественных отношений ОМС «КУИ ЗГО», специалиста отдела благоустройства МКУ ЗГО «УЖКХ» в присутствии представителя ООО «<данные изъяты>» на основании поступившей жалобы проведено обследование по адресу: <адрес> о чём составлен акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
В результате данного обследования выявлено, что ливневая канализация находится на огороженной территории вдоль бывшей швейной фабрики (ТК <данные изъяты>), назначение данной ливневой канализации – собирает дождевые и талые воды только с участка прилегающей территории ТК <данные изъяты>. К межквартальной ливневой канализации она не относится, т.к. не собирает воду с межквартальных территорий, в частности с <адрес> и <адрес>. Ливневая канализация находится в удовлетворительном состоянии, протяжённость ливневой канализации – 155 м, в т.ч. металлическая решётка 100 м, размер лотка 300x300 мм.
По результатам обследования ливневой канализации ОМС «КУИ ЗГО» принято решение о нецелесообразности включения данного объекта в Реестр муниципального имущества.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 16-18) на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для благоустройства территории, сведения о правообладателе отсутствуют.
Таким образом, указанная ливневая канализация, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не принята, в реестре муниципального имущества городского округа не состоит, на баланс и обслуживание иным лицам не передана, документы, подтверждающие право собственности, отсутствуют.Отсутствие собственника указанного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за её техническим состоянием, влечёт несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего функционирования объекта, создание препятствий к проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, приводит к возникновению споров между хозяйствующими субъектами относительно полномочий по эксплуатации этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218 ГК РФ).
Согласно пунктам 52-53 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьёй 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что право собственности на ливневую канализацию, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, не зарегистрировано, данный объект является бесхозяйным, поскольку собственник у объекта отсутствует, в реестре муниципального имущества спорный объект отсутствует. При этом спорный объект является объектом недвижимости, который в силу норм действующего законодательства подлежит постановке на регистрационный учёт.
Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Закон № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 5 ст. 8 Закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, из вышеприведённых норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на неё, либо признания муниципальной собственностью, поскольку данная вещь является объектом водоснабжения, а обязанность городского поселения осуществлять водоснабжение населения надлежащим образом предусмотрена законом, последнее должно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.
По смыслу приведённых норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» на учёт принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Законом (п. 3).
Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5).
В силу п. 25 раздела 2 Положения о Комитете по управлению имуществом Златоустовского городского округа, утверждённого решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 10.03.2011 года № 4-ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО» выступает от имени муниципального образования Златоустовский городской округ заявителем при обращении за государственной регистрацией права (переход права) муниципальной собственности на недвижимое имущество (включая земельные участки), сделок с ним и обременений; внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; постановкой на учёт имущества в качестве бесхозяйного.
Поскольку ОМС «КУИ ЗГО» меры по постановке на учёт и признанию права муниципальной собственности на спорный объект до настоящего времени предприняты не были, что повлекло создание неопределённости в вопросе установления лиц, ответственных за поддержание в работоспособном состоянии инженерных коммуникаций, требования прокурора г. Златоуста о возложении на ответчика обязанности принять в муниципальную собственность ливневую канализацию суд находит обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц.
Признать бесхозяйным имуществом ливневую канализацию, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (ОГРН 1027400579733) принять в муниципальную собственность ливневую канализацию, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.
Председательствующий О.В. Дружинина
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.