№ 16-2160/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 22 мая 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России Потылицына П.Л. на вступившее в законную силу решение судьи Астраханского областного суда от 2 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Камызякская районная детская школа искусств» (далее – МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств», учреждение) Абакумовой Елены Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС от 9 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2022 года, директор МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Астраханского областного суда от 2 декабря 2022 года вышеназванные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу просит отменить состоявшееся в отношении директора МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумовой Е.В. решение судьи Астраханского областного суда от 2 декабря 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
Абакумова Е.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на жалобу не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумовой Е.В. к административной ответственности) установлена ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Основанием для привлечения Абакумовой Е.В. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица, с выводами которого согласился судья районного суда, обстоятельства того, что директором МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумовой Е.В. заключены договоры № 15 от 1 июля 2021 года, № 16 от 1 июля 2021 года, № 17 от 1 июля 2021 года, № 18 от 1 июля 2021 года, № 19 от 1 июля 2021 года, № 20 от 23 июля 2021 года с единственным подрядчиком индивидуальным предпринимателем ФИО1. в нарушение положений статьи 93 Федерального закона 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по капитальному ремонту различных помещений одного здания, контракты имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, в связи с чем эти договоры фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную договорами.
Отменяя состоявшиеся по делу акты и прекращая производство по делу, судья Астраханского областного суда исходил из того, что Абакумова Е.В. не была надлежащим образом извещена о составлении протокола об административном правонарушении.
Оснований не согласиться с выводами судьи областного суда не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из части 4.1 данной статьи следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела, 29 апреля 2022 года определением должностного лица Астраханского УФАС России о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования из МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» истребованы документы об ответственном должностном лица за принятие решения о заключении договоров с индивидуальным предпринимателем ФИО2., а также указано на необходимость явки этого должностного лица для составления протокола 25 мая 2022 года.
Копия указанного определения направлена в адрес МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств».
Вместе с тем, определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МКОУ ДО «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумовой Е.В., а также извещение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении именно этого лица в материалах дела отсутствует.
После установления субъекта административного правонарушения в его адрес, то есть в адрес места жительства Абакумовой Е.В., уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не направлялось.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении 25 мая 2022 года протокола об административном правонарушении надлежащим образом извещено не было.
В жалобе должностного лица, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта о прекращении производства по делу, при этом приведены доводы о наличии оснований для привлечения Абакумовой Е.В. к административной ответственности.
Доводы жалобы нельзя признать заслуживающими внимания исходя из изложенных выше обстоятельств, кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Астраханского областного суда допущены существенные нарушения, которые носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела, поэтому обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Кроме того, отмена судебного акта по истечении срока давности привлечения к административной ответственности повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено, так как в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Астраханского областного суда от 2 декабря 2022 года, вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Камызякская районная детская школа искусств» Абакумовой Елены Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России Потылицына П.Л. – без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Шараева Г.Е. № 12-67/2022
судья областного суда Сорокина О.А. № 7-600/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-2160/2023