Дело № 2-5239/2022
УИД 24RS0041-01-2022-002632-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Вологжине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Небжицкой Анны Владимировны к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Небжицкая А.В. обратилась в суд с требованиями к ГУ – ОПФ РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с декабря 2005г. по настоящее время со всеми последующими индексациями; учесть для начисления пенсии наиболее выгодный по заработной плате период трудовой деятельности с 18.01.1980г. по 01.10.1987г. на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им.Н.А. Анисимова, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 65000 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Требования мотивировала тем, что с 19.12.2005 года является получателем страховой пенсии по старости.
Указывает, что первоначальный размер пенсии был установлен в размере 2210 руб., что ниже прожиточного минимума, который в 2005 году составил-3018 руб., с начала 2006г. в размере 3422 руб.
Также указывает, что при обращении с заявлением о назначении пенсии не был учтем самый выгодный период по размеру заработной платы, а именно период работы истца с 18.01.1980г. по 01.10.1987г. на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что все документы о работе в Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе сгорели.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 год. Также указано, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Порядок подтверждения страхового стажа установлен п. 4 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и конкретизирован в Постановлении Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия ( ч.1 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона).
На основании положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" льготные периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, указанными страхователем (работодателем).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
На основании п.п. 10,11 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В судебном заседании установлено и следует из представленного пенсионного дела, что обращаясь с заявлением о назначении пенсии истец просила учесть размер заработной платы за периоды с июня 1991 года по июнь 1997 года как полные 60 месяцев в связи с несохраненные документов Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова.
Протоколом пенсионного органа от 09.02.2006г., истцу Небжицкой А.В. с 19.12.2005г. назначена страховая пенсия по старости в размере 2210,57 руб.
Истец указывает, что размер пенсии был установлен в размере 2210 руб., что ниже прожиточного минимума, который в 2005 году составил-3018 руб., с начала 2006г. в размере 3422 руб.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 04.12.2007 N 841 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (поквартально) за период с 2005 года по II квартал 2007 г.", величина прожиточного минимума для пенсионеров по Российской Федерации составила 2450 руб.
Вместе с тем, на основании ч. 4 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что назначенный истцу размер пенсии 2210,57 руб. определён в размере не менее величины прожиточного минимума для пенсионера, установленный Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.01.2006 N 7-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за IV квартал 2005 года"
Кроме того, из протокола назначения пенсии следует, что пенсионным органом учтено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в максимальном размере, предусмотренном п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, 1,2.
Довод стороны истца о том, что при обращении с заявлением о назначении пенсии не был учтем самый выгодный период ее работы с 18.01.1980г. по 01.10.1987г. на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова, суд во внимание не принимает, поскольку в собственноручно написанном заявлении Небжицкая А.В. просила при назначении пенсии принять периоды работы с июня 1991 года по июнь 1997 года как полные 60 месяцев в связи с несохраненные документов Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова.
Как следует из письма Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В материалах дела имеется справка ФГУП «Чеченнефтехимпром», датированная 22.09.2005г., уточняющая особый характер работы, необходимый для назначения льготный пенсии, из которой размера заработной платы истца при работе на данном предприятии не усматривается. Из ответа на запрос ФГУП «Чеченнефтехимпром» от 22.09.2005г. следует, что архивы завода сгорели.
При вышеизложенных обстоятельствах, подтверждающих назначение истцу пенсии в предусмотренном законом размере на основании выбранного ею периода работы с июня 1991 года по июнь 1997 года как полные 60 месяцев, принимая во внимание отсутствие в материалах дела документов, подтверждающие индивидуальный характер заработка Небжицкой А.В. при ее работе на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им.Н.А. Анисимова, суд полагает, что оснований для перерасчета размера пенсии с декабря 2005г. по настоящее время со всеми последующими индексациями исходя из заработной платы за период работы на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им.Н.А. Анисимова с 18.01.1980г. по 01.10.1987г. не имеется, в связи с чем в удовлетворении данных требований следует отказать.
Не установив нарушения пенсионных прав истца, суд полагает, что оснований для удовлетворения производных требований- о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 65000 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Небжицкой Анны Владимировны к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2021 года.