УИД 89RS0005-01-2023-003228-65
Р Е Ш Е Н И Е
26 октября 2023 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу Бачериков А.Е. на постановление военного комиссара городов Ноябрьск и Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа Тютюнникова В.В. от 27 сентября 2023 года № 19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением военного комиссара городов Ноябрьск и Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2023 года № 19 Бачериков А.Е. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 30 ноября 2022 года в 10 часов 00 минут Бачериков А.Е., являясь гражданином, подлежащим призыву на военную службу, не явился по повестке на призывной пункт военного комиссариата городов Ноябрьск и Муравленко ЯНАО по адресу: <адрес> по повестке № врученной надлежащим образом 15 ноября 2022 года.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление - Бачериков А.Е., подал жалобу, в которой просит постановление отменить, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку 18 ноября 2022 года им было обжаловано в суде решение призывной комиссии о призыве его на военную службу, что само по себе приостановило действие данного решения. Полагает, что должностным лицом не верно составлены протокол и постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку не указана часть статьи 21.5 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель Бачериков А.Е., не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием защитника.
Защитник заявителя Кузнецов А.А. при рассмотрении жалобы на изложенных в ней доводах настаивал, дополнительно указал, что у Бачерикова А.Е. не имелось обязанности являться на призывной пункт 30 ноября 2022 года, в повестке указана иная дата.
Должностное лицо в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Выслушав явившихся в суд лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ( в редакции от 30.12.2021) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в числе иного: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно подпункту "б" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 (далее - Положение о воинском учете) ( в редакции от 09.10.2019) граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 24.09.2022) в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, возложена обязанность в указанные в повестке военного комиссариата время и место являться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 24 апреля 2020 года предусмотрена административная ответственность за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Указанная статья дополнена частями на основании Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ, который вступил в действие с 01 октября 2023 года.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Бачерикова А.Е. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 27 сентября 2023 года выводы о том, что 30 ноября 2023 года к 10 часам 00 мин. Бачериков А.Е., уведомленный надлежащим образом о необходимости явки на призывной пункт военного комиссариата городов Ноябрьск и Муравленко ЯНАО по адресу: <адрес>, не явился по повестке военного комиссариата и не сообщил об уважительной причине неявки.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 КоАП РФ выражается в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, подлежит установление факта неявки гражданина в установленные в повестке время и место без уважительной причины.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из протокола об административном правонарушении от 27 сентября 2022 года следует, что Бачерикову А.Е. вменялось, что он 30 ноября 2022 года в 10 часов не явился на призывной пункт по врученной повестке № Как следует из рапорта должностного лица, вменяемое Бачерикову А.Е. правонарушение совершено последним 30 ноября 2022 года в результате неявки на призывной пункт по повестке. Из письменных объяснений Бачерикова А.Е. следует лишь признание им факта неявки в военкомат без указания времени.
Между тем как следует из повестки серии № и расписки к ней, Бачериков А.Е. был вызван для отправки на сборный пункт к 10 часам 20 ноября 2022 года.
Каких либо сведений о внесении исправлений в протокол об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Однако, выяснение времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение по данному конкретному делу об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом не приняты, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящем деле такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которого было вынесено указанное постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление военного комиссара городов Ноябрьск и Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2023 года № 19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бачериков А.Е. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: (подпись)
подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле об административном правонарушении № 12-280/2023.