ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 12-71/2019
№ 16-1258/2019, 16-832/2020
город Краснодар 24 января 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» Бурханова Б.Е. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо - Азовского морского Управления Росприроднадзора от 13 мая 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» (ООО «Новоростехфлот») по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо - Азовского морского Управления Росприроднадзора от 13 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 июля 2019 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, ООО «Новоростехфлот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель - директор ООО «Новоростехфлот» Бурханов Б.Е. просит об отмене состоявшихся в отношении юридического лица актов по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 89-ФЗ, при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Исходя из статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 20 февраля 2019 года № 75-КНД проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Новоростехфлот» обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде, в ходе которой установлено, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность на объекте Шифр: 68/19-12 «Западный мол с топливными причалами в Геопорту города Новороссийска, а именно: гидротехнические и строительно-монтажные работы, подводные и водолазные работы, работы по монтажу металлических конструкций, бетонные и железно-бетонные работы – объект НВОС строительно-монтажный участок, расположенный по адресу: город Новороссийск, улица Сухумское шоссе, 47, № 03-0123-003685-П. На основании «Плана природоохранных мероприятий по снижению негативного влияния на окружающую среду от выбросов ЗВ в атмосферу сбросов ЗВ с ливневыми сточными водами, при размещении отходов производства и потребления по предприятию ООО «Новоростехфлот» на 2015 – 2020 гг.», с целью охраны водного бассейна обществу необходимо своевременно проводить уборку стройплощадки.
В акте также указано, что в соответствии с отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в 2018 году в результате хозяйственной деятельности общества образовалось 22,5 тонны отхода «Смет с территории предприятия практически неопасный» Код по ФККО 73339002715 (отход 5 класса опасности), однако согласно предоставленным материалам, обосновывающим отнесение отхода к классу опасности для окружающей среды, а также «Акта № 8 отбора проб отходов от 11 декабря 2014 года», отбор проб для определения компонентного состава и класса опасности отхода производился по адресу: г. Новороссийск, ул. Прохорова, 11а.
Проверкой установлено, что обществом в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не произведено отнесение смет с территории строительно-монтажного участка, расположенного по адресу: город Новороссийск, улица Сухумское шоссе, 47, № 03-0123-003685-П, к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Выявленный факт нарушения послужил основанием для привлечения ООО «Новоростехфлот» должностным лицом административного органа к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами которого согласились судебные инстанции. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом проверки от 29 марта 2019 года (л.д.47); протоколом об административном правонарушении от 8 апреля 2019 года (л.д.109-113) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения. Довод жалобы заявителя о необоснованности привлечения к административной ответственности материалами дела опровергается. Как следует из Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором ООО «Новоростехфлот», определены объекты общества, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе строительно-монтажный участок «Геопорт», расположенный на территории Спецстроя России по адресу: город Новороссийск, улица Сухумское шоссе, 47 (л.д.71-73).
Учитывая пункты 1, 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 года № 74, программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
То есть, при наличии у юридического лица нескольких объектов негативного воздействия на окружающую среду, каждый адрес рассматривается отдельно, документы по экологии разрабатываются отдельно для каждого объекта, исходя из видов негативного воздействия и соответствующих критериев.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо - Азовского морского Управления Росприроднадзора от 13 мая 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» Бурханова Б.Е. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова