Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4306/2023 ~ М-3951/2023 от 22.11.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Дорошкевич А.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев «07» декабря 2023 года в открытом судебном заседании в г. Омске

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Российской Федерации к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, обращении оружия в собственность Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа <адрес> в интересах Российской Федерации обратился с названным исковым заявлением в обоснование заявленных требований указав, что согласно материалам проверки от 06.07.2011 года ФИО1 выдана лицензия ЛОа на хранение и ношение оружия МР-79-9 ТМ, кл. 9, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Из представленной информации Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанное оружие передано на хранение в ФКУ «ЦХиСО» УМВД России по <адрес>. До настоящего времени ФИО1 никаких мер, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для изъятия вышеуказанного оружия, не предпринято, в связи с чем, оружие в течение продолжительного времени находится на хранении в ФКУ «ЦХиСО» УМВД России по <адрес> и бремя его содержания возложено на органы внутренних дел. Согласно информации Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО1 за получением новых разрешений на указанное оружие не обращался. При указанных обстоятельствах ФИО1 не вправе на законных основаниях владеть и распоряжаться данным оружием, поскольку срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия у него истек, с этого времени прошло более 1 года, новое разрешение ответчик не получил. На основании изложенного просил прекратить право собственности ФИО1 на оружие МР-79-9 ТМ, кл. 9, , обратить указанное оружие в собственность Российской Федерации, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

Старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал.

В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу положения п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Оружие - это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных федеральным Законом «Об оружии», постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской федерации» и другими нормативными актами Российской федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» оружие - устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и в силу статьи 129 ГК РФ является объектом ограниченно оборото способным, так как может принадлежать лишь определенным участникам оборота по специальному разрешению.

Статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 являлся владельцем огнестрельного оружия ограниченного поражения модели «МР-79-9 ТМ», калибра 9 мм, с заводским номером .

В соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» разрешение на хранение оружия выдается сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана лицензия на приобретение, хранение и ношение указанного оружия со сроком действия
до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное оружие на основании протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ было изъято у собственника ФИО1 в связи с нарушением условий хранения. Срок разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ указанное оружие хранится на складе ФКУ «ЦХиСО» УМВД России по Омской области на временном хранении. При этом бремя содержания оружия легло на УМВД России по Омской области. С заявлением на выдачу разрешительных документов, переоформлении оружия на другого гражданина, ФИО1 не обращался.

Согласно ст. 27 Закона № 150-ФЗ «Об оружии» изъятые или конфискованные гражданское или служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем прекращения правоотношения.

В соответствии со п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (п. 2 ст. 235 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).

Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3 ст. 238 ГК РФ).

Согласно положений ст. 27 Федерального Закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» органами внутренних дел в случае отсутствия разрешения на хранения или на хранение и ношение оружия производится его изъятие, о чем, в соответствии с п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.98г. № 814, составляется протокол (акт).

Поскольку оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами: Федеральным законом 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Оружие в течение продолжительного времени находится на хранении в ФКУ «ЦХиСО» УМВД России по Омской области. Бездействие владельца свидетельствует о том, что он отказался от своих прав на оружие, в связи с чем, требования прокурора о признании имущества бесхозяйным являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1).

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 2).

Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).

Таким образом, п. 2 вышеназванной нормы устанавливает обязательное возмещение бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом при передаче оружия в собственность государства.

Поскольку в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что ответчик не вправе на законных основаниях владеть и распоряжаться спорным оружием по причине истечения срока действия разрешения на право хранения и ношения оружия и с этого времени прошло более трех лет, новое разрешение ответчик не получил, то исковые требования о принудительном прекращении права собственности на оружие в связи с истечением срока действия разрешения на право хранения, разрешении реализации огнестрельного оружия подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предоставляющей прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурором обосновано наличие интереса Российской Федерации в пресечении бездействия ответчика, повлекшего несение затрат на хранение спорного оружия в течении длительного периода времени (более трех лет) в отсутствие выраженного со стороны ответчика намерения востребовать данное имущество в свое владение.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 № 1314.

Согласно п. 1 вышеназванных Правил № 1314, оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

В силу п. 5 Правил № 1314 государственные военизированные организации имеют право:

продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;

продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю этим оружием и патронами к нему;

временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации;

приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;

передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия;

передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

Порядок передачи боевого ручного стрелкового оружия для использования работниками ведомственной охраны определяется настоящими Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций, принятыми с учетом требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации выдают во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей.

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.

Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен приказом Росгвардии от 15 января 2018 года № 9 «Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В силу п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814, оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.

Таким образом, в силу приведенных норм, органом, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пп. 90 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 № 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, исполнение настоящего решения связано с реализацией возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации обязанностей по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан.

Исходя из указанных норм, суд приходит к выводу о том, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является уполномоченным осуществлять вышеуказанную реализацию обращенного в доход Российской Федерации оружия федеральным органом исполнительной власти в лице его территориальных подразделений и о том, что ответчик, как указано выше, не является лицом, в собственности которого может находиться гражданское огнестрельное оружие.

В силу статьи 103 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прекратить право собственности ФИО1 (паспорт ) на огнестрельное оружие ограниченного поражения модели , калибра 9 мм, с заводским номером .

Обратить в собственность Российской Федерации огнестрельное оружие ограниченного поражения модели «МР-79-9 ТМ», калибра 9 мм, с заводским номером .

Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области осуществить реализацию огнестрельного оружия ограниченного поражения калибр 9 мм, , через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ФИО1 стоимости имущества за вычетом затрат на отчуждение оружия.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                   Дорошкевич А.Н.

Решение изготовлено в окончательной форме «14» декабря 2023 года.

2-4306/2023 ~ М-3951/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ОАО г. Омска
Ответчики
Селиверстов Сергей Александрович
Другие
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Омской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Омска
Судья
Дорошкевич Алена Николаевна
Дело на странице суда
octobercourt--oms.sudrf.ru
22.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Подготовка дела (собеседование)
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее