Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-765/2023 ~ М-565/2023 от 20.06.2023

Дело № 2–765/2023

УИД 42RS0035-01-2023-001301-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таштагол                                            6 июля 2023 г.

Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи                              Евсеева С.Н.

при секретаре                                      Жуковой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к администрации Темиртауского городского поселения о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таштагола обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать администрацию Темиртауского городского поселения обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Темиртауского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 1 октября 2024 г.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по складированию снега на территории Темиртауского городского поселения. Установлено, что согласно постановлению главы Темиртауского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -п место для складирования снега после очистки территории Темиртауского городского поселения расположено на территории Темиртауского городского поселения по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером . На территории отвала снег складируется на территории, не имеющей водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом. Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения санитарных норм при складировании снега на территории Темиртауского городского поселения по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером , определенным в качестве площадки для складирования снега на территории Темиртауского городского поселения. Несоблюдение установленных вышеуказанными нормативными актами обязанностей привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес главы Темиртауского городского поселения. Указанное представление рассмотрено, однако, мер к реальному устранению нарушений закона органом местного самоуправления не принято. Таким образом, ответчиком до настоящего времени место складирования снега, собираемого с территории Темиртауского городского поселения, не обустроено в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен. Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Темиртауского городского поселения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора города Таштагола             ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме. Подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Темиртауского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежаще.

Представитель третьего лица администрации Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежаще.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

        Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 34 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Согласно п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 52-ФЗ).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 ФЗ № 52-ФЗ).

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что прокуратурой г. Таштагола проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по складированию снега на территории Темиртауского городского поселения.

Постановлением главы Темиртауского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об определении места временного складирования снега на территории Темиртауского городского поселения» в качестве места открытой площадки для временного складирования снега в зимний период определена площадка: земельный участок из земель населенного пункта, кадастровый , вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу: <данные изъяты> (л.д. 11).

Между тем, на отвале снег складируется на территории, не имеющей водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом.

Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения санитарных норм при складировании снега на территории Темиртауского городского поселения по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером , определенным в качестве площадки для складирования снега на территории Темиртауского городского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурором города внесено представление в адрес главы Темиртауского городского поселения (л.д. 7-9).

Согласно письма администрации Темиртауского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Правилами благоустройства Темиртауского городского поселения, утвержденным решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , п.п. 4.2.7.1 «Снег, сдвигаемый с проезжей части дорог на обочину, должен быть перемещен с обочин на откосы либо перекинут ротором в полосу отвода, а при невозможности выполнения названных операций вывезен на снежные свалки», снег перемещается на откосы обочин. Для приведения специально отведенного места для складирования снега и льда в соответствие с СанПин 2.1.3684-21, в местном бюджете на 2023 год не запланированы денежные средства. При планировании бюджета на 2024 год данный вопрос будет вынесен на заседание Совета народных депутатов Темиртауского городского поселения. За допущенные нарушения действующего законодательства, должностному лицу администрации Темиртауского городского поселения объявлено замечание (л.д. 10).

Таким образом, ответчиком до настоящего времени место складирования снега, собираемого с территории Темиртауского городского поселения, не обустроено в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиком, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Темиртауского городского поселения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Само по себе отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений, не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.

Вышеуказанными нарушениями требований законодательства ставится под угрозу здоровье неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Темиртауского городского поселения, в связи с чем, требования прокурора полному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом характера требований, объёма необходимости производства работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.10.2024, считая данный срок разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Таштагола удовлетворить.

Обязать администрацию Темиртауского городского поселения                 (<данные изъяты>) обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Темиртауского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до                   1 октября 2024 г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 г.

Судья                                                      С.Н. Евсеев

2-765/2023 ~ М-565/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор города Таштагола
Ответчики
Администрация Темиртауского городского поселения
Другие
Администрация Таштагольского муниципального района
Суд
Таштагольский городской суд Кемеровской области
Судья
Евсеев С.Н.
Дело на странице суда
tashtagolsky--kmr.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Подготовка дела (собеседование)
28.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
18.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее