УИД 92RS0004-01-2021-004034-18
дело № 21-350/2022 Судья Истягина Н.М.
РЕШЕНИЕ
24 июня 2022 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Кондрак Наталья Иосифовна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, 20) жалобу защитника привлекаемого лица заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. – Куропяткина В. В.ча на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. на постановление начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Порфирьева Е.А. №П от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б., -
установил:
постановлением должностного лица №П от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора ООО «БГС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
На указанное постановление привлекаемым лицом подана жалоба в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя 29 марта 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда защитник привлекаемого лица подал жалобу, в которой просит его отменить, изменить назначенное наказание на предупреждение.
Указывает, что субъективная сторона правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ характеризуется умыслом со стороны привлекаемого лица. Материалами дела подтверждается, что ООО «БГС» не уклонялось от обязанности по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, проводило соответствующую оплату, однако заместителем генерального директора была допущена ошибка при расчете размера оплаты, которая была устранена до момента рассмотрения дела, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания №02-2- 366П от 26.08.2021 года, в котором указано, что при подготовке дела к рассмотрению, предприятием ООО «БГС» были проведены мероприятия по перерасчету платы за НВОС с учетом размещения данного вида отходов и подана скорректированная Декларация. Неисполнение обязанности по невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в виду отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы его причинения относится к категории малозначительных правонарушений. Ранее заместитель генерального директора ООО «БГС» за аналогичные административные правонарушения не привлекался, данное правонарушение было совершено впервые. Таким образом, с учетом малозначительности совершенного правонарушения, отсутствия у Никонова Ф.Б. прямого умысла на его совершение, суд первой инстанции в соответствии с положениями ст.ст. 2.9, 4.2, 4.1.1 КоАП РФ не обоснованно отказал в замене штрафа на предупреждение.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица Ловкачев А.А. просил учесть доводы, изложенные в жалобе.
В судебное заседание представитель Южного Межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о дате и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения защитника привлекаемого лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды и устанавливается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Согласно ст. 16.1 Закон № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон - № 89-ФЗ) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «БГС» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом было установлено, что Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 30 июля по 12 августа на основании решения о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка объекта I категории Полигон ТКО «Первомайская балка», эксплуатируемого предприятием ООО «Благоустройство города Севастополь». В ходе проверки установлено, что предприятием ООО «БГС» эксплуатировались стационарные неорганизованные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: труба дизельной генераторной подстанциирезервного электроснабжения; трубы абсетовые диаметром 150 мм для отвода биогаза, а также неорганизованные источники: дезбарьер; емкость с фильтратором; канализационная насосная станция. При этом, при расчёте платы за НВОС за период 2018-2020 годы не были учтены выбросы в атмосферный воздух от стационарных неорганизованных источников вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как: труба дизельной генераторной подстанциирезервного электроснабжения; трубы абсетовые диаметром 150 мм для отвода биогаза, а также неорганизованные источники: дезбарьер; емкость с фильтратором; канализационная насосная станция.
Данное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №П в отношении ООО «БГС» по ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В этой связи в отношении заместителя генерального директора ООО «БГС» вынесено постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. №П от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Судья пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения заместителем генерального директора ООО «БГС» подтверждается совокупностью исследованных письменных доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №П, в котором изложено существо административного правонарушения; постановлением №П от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной проверки №П от ДД.ММ.ГГГГ, актом сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду №, платежными поручениями и установлено, что в нарушение положений ст. 16, 16.1, 16.4 Закона N 7-ФЗ, постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" ООО «БГС» плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2020 гг. в установленный законодательством срок не внесена, а должностным лицом - заместителем генерального директора ООО «БГС» Никоновым Ф.Б. нарушены требования внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и природопользования.
В связи с чем, оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно в их совокупности, судья пришел к выводу об обоснованности постановления старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. №П от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Однако с постановлением должностного лица и судебным актом согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что оспариваемое заявителем в настоящем деле постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении должностного лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ вынесено по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №П.
Также по результатам указанной проверки Южным Межрегиональным управлением Росприроднадзора составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены в отношении данного лица:
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 4 статьи 8.21 часть 1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б.к административной ответственности по статье 8.13 часть 4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №оП о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Так же по результатам данной проверки составлены протоколы и вынесены постановления в отношении юридического лица:
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.47 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Ни одно из указанных постановлений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу и все обжалуются, что подтверждается письмом Южного Межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № №.
При этом, административным органом и судьей районного суда не учтено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, квалифицированные должностным лицом по статье 8.2 КоАП РФ, совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, вследствие чего оснований для раздельного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, у должностного лица не имелось.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 г. № 14-П, от 11 мая 2005 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 16 июня 2009 г. № 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 г. № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2-1.6 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении в отношении должностного лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» с вынесением постановлений по каждому правонарушению, связанному с нарушением законодательства в сфере обращения с отходами, приводит к созданию искусственной множественности дел.
Указанные процессуальные положения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были проигнорированы как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда при проверке законности вынесенного постановления.
Кроме того, с 06 апреля 2022 г. вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в статью 4.4 КоАП РФ, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу статьи 1.7 КоАП РФ.
Так, согласно части 6 статьи 4.4. КоАП РФ, дополненной указанным Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 этой статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Этим же Законом статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой «если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности».
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вместе с тем, материалы дела не содержат надлежаще заверенных копий постановлений о привлечении - постановление от ДД.ММ.ГГГГ №П о привлечении как заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б., так и юридического лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, а также сведений о вступлении их в законную силу и об их исполнении, с учетом того, что в настоящее время они обжалуются в различных судебных инстанциях.
Указанные документы и выяснение данных обстоятельств имеют существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, частей 2 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, выявлены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данному делу в настоящее время не истек.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ постановление (решение) по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. на постановление начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Порфирьева Е.А. №П от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. и постановление начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Порфирьева Е.А. №П от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. отменить, дело направить должностному лицу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Севастопольского
городского суда Н.И. Кондрак