Решение по делу № 2-210/2022 ~ М-234/2022 от 18.07.2022

Дело

УИД: 28RS0-59

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 августа 2022 года                                                                 <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Беловой О.В.,

с участием: представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО1,

представителя ответчика - администрации <адрес> ФИО3,

при секретаре Биньковской М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о возложении обязанности произвести работы по восстановлению канализационного колодца,

УСТАНОВИЛ:

Истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой выявлены нарушения. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было установлено, что в муниципальной собственности <адрес> находится канализационная сеть, расположенная в <адрес>, при этом, около дома по адресу: <адрес> находится канализационный колодец, который на момент проверки был расположен над поверхностью земли, из колодца выведена металлическая труба для откачки сточных вод, сверху колодец накрыт разрушенным деревянным поддоном, имеется свободный доступ в колодец для окружающих, представляющий опасность, обнаружены остаточные следы розлива сточных вод из септика. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы <адрес> внесено представление с целью устранения указанных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> на имя прокурора <адрес> дан ответ о том, что в ООО «Авангард» направлено письмо о восстановлении крышки люка канализационного колодца по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в ходе проверки фактического устранения допущенных нарушений закона обнаружен канализационный колодец по адресу: <адрес> состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью лицам, находящимся в непосредственной близости с ним, так сверху колодец накрыт разрушенным деревянным поддоном, имеется свободный доступ в колодец. Также обнаружены остаточные следы розлива сточных вод из канализационного колодца на поверхность земли, зловонный запах. Вместе с тем, указанные обязанности администрация <адрес> не выполняет, что привело к разрушению канализационной сети и колодца, в результате негерметичности которых происходит попадание грунтовых вод в канализационную сеть, переполнение канализационного колодца и выброс сточных вод на поверхность. В результате бездействия администрации <адрес> создается реальная угроза экологической безопасности, причинение вреда жизни и здоровью жителей <адрес>, так как канализационный колодец имеет свободный доступ, также канализационные стоки из системы водоотведения попадают в почву, что приводит к ее загрязнению и как следствие может попасть в воду, которую в последующем употребляют жители указанного района. На сновании изложенного, просит обязать администрацию <адрес> провести работы по восстановлению канализационного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, в виде замены разрушенных (упавших) плит, монтажа нового бетонного оголовка с крышкой канализационного колодца, а также кирпичной кладки по его оголовку.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме, уточнила, что просит обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению канализационного колодца, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что реализуя свои полномочия по организации водоотведения в <адрес>, администрацией с ООО "Авангард" заключено концессионное соглашение, согласно которого концессионер возлагает на себя ответственность за организацию водоотведения в <адрес>, поэтому на ООО "Авангард", как концессионере, лежит ответственность за состояние сетей водоотведения. Но в случае удовлетворения исковых требований прокурора, просит увеличить срок исполнения решения, более чем на шесть месяцев, поскольку в бюджет муниципального образования на 2022 год данные расходы не закладывались

Представитель третьего лица ООО «Авангард» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением и защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Суд полагает, что прокурор <адрес> правомерно, в пределах предоставленных полномочий, обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Согласно п.п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 г. № 413-ОЗ "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями области" к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях разрешения указанных вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28 ст. 2).

Согласно п. 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Таким образом, данным Федеральным законом регулируется именно система централизованного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 46-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 г. № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.

В соответствии с п. 3.2.30 указанных Правил на основании данных наружного и технического осмотров сети составляют дефектные ведомости, разрабатывают сметно-техническую документацию и производят текущий и капитальный ремонты.

На основании заключенного 28 мая 2018 года соглашения № 9 между администрациями Октябрьского района и Восточного сельсовета полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения на территории Восточного сельсовета преданы администрации Октябрьского района.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, сети канализации с колодцами (<адрес>), протяженностью 658 метров по адресу <адрес>, являются собственностью <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> по обращению жителя <адрес> была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в муниципальной собственности <адрес> находится канализационная сеть, расположенная в <адрес>, около дома по <адрес>, находится канализационный колодец, который на момент проверки был расположен над поверхностью земли, из колодца выведена металлическая труба для откачки сточных вод, сверху колодец накрыт разрушенным деревянным поддоном, имеется свободный доступ в колодец для окружающих и он представляет опасность. Обнаружены остаточные следы розлива сточных вод из септика.

Из акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, в <адрес>, вблизи <адрес> обнаружены следы разлива сточных вод из септика, которые вытекают на проезжую часть, образуя лужу и попадая в ливневую канаву, предназначенную для отвода дождевых вод, тем самым сточные воды из колодца попадают на почву и загрязняют её.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы <адрес> внесено представление с целью устранения указанных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> на имя прокурора <адрес> дан ответ о том, что в ООО «Авангард» направлено письмо о восстановлении крышки люка канализационного колодца по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в ходе проверки фактического устранения допущенных нарушений закона, обнаружен канализационный колодец по адресу: <адрес> состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью лицам, находящимся в непосредственной близости с ним, так как сверху колодец накрыт разрушенным деревянным поддоном, имеется свободный доступ в колодец. Также обнаружены остаточные следы розлива сточных вод из канализационного колодца на поверхность земли, зловонный запах.

Из пояснений специалиста ООО «Авангард» ФИО4 следует, что канализационный септик по <адрес>, требует ремонта в виде замены разрушенных (упавших) плит, монтажа нового бетонного оголовка с крышкой канализационного колодца, а также кирпичной кладки по его оголовку.

На основании изложенного, администрация <адрес>, являясь собственником канализационной сети, расположенной в <адрес>, обладая полномочиями по организации водоотведения, обязана содержать канализационный колодец в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, производить текущий и капитальный ремонт канализационной сети. Данная обязанность вытекает из положений ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В нарушение требований законодательства администрацией <адрес> не принимаются меры по содержанию канализационного колодца, расположенного по <адрес>, что привело к его разрушению и в результате его негерметичности происходит попадание грунтовых вод в канализационную сеть, переполнение канализационного колодца и выброс сточных вод на поверхность, что, в свою очередь, приводит к загрязнению окружающей среды, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о возложении обязанности на ответчика провести работы по восстановлению канализационного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, в виде замены разрушенных (упавших) плит, монтажа нового бетонного оголовка с крышкой канализационного колодца, а также кирпичной кладки по его оголовку.

       Доводы представителя ответчика о том, что на ООО «Авангард», как на концессионере, лежит ответственность за состояние сетей водоотведения в <адрес>, суд не принимает во внимание, поскольку в силу требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вопросы организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены законом к полномочиям органов местного самоуправления. При этом срок действия концессионного соглашения между администрацией <адрес> и ООО «Авангард» истек ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Авангард» об аренде имущества муниципального образования, в том числе систем водоотведения <адрес>, истёк ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях устранения выявленных нарушений, а также то обстоятельство, что ответчику длительное время известно о состоянии системы водоотведения в <адрес>, о необходимости восстановления канализационного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, суд полагает, что предложенный прокурором срок, составляющий шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является достаточным для совершения всех действий, связанных с осуществлением мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, в связи с чем соглашается с его доводами об установлении срока исполнения решения в течении шести месяцев с момента вступления его в законную силу, находя его разумным и справедливым.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению канализационного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, в виде замены разрушенных (упавших) плит, монтажа нового бетонного оголовка с крышкой канализационного колодца, а также кирпичной кладки по его оголовку

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через Октябрьский районный суд <адрес>.

            Председательствующий                            О.В. Белова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2-210/2022 ~ М-234/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Амурской области
Ответчики
Администрация Октябрьского района Амурской области
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард"
Суд
Октябрьский районный суд Амурской области
Судья
Белова О.В.
Дело на сайте суда
oktyabrsiy--amr.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2022Дело оформлено
14.09.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее