№ П16-5173/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 8 декабря 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области Прокопенко Е.В. на вступившие в законную силу решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АРТ-КОМПЛЕКТ» (далее – ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ», общество) Савченко Татьяны Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области № 61832125700173300003 от 19 октября 2021 года директор ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 23 марта 2022 года, постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Межрайоную инспекцию Федеральной налоговой службы № 13 России по Ростовской области.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Савченко Т.А. судебные акты, считая их незаконными, оставить в силе постановление должностного лица.
Савченко Т.А., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше судебный акт, возражения на указанную жалобу не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А. к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения директора ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства выявления по результатам проверки соблюдения проведения валютных операций с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» выплаты заработной платы иностранному гражданину Кочатрян Л.Г. наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости № 11 от 10 марта 2020 года в сумме 5 745 руб.
При этом директор ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А., ответственная за выплату заработной платы работникам общества, привлечена к ответственности по каждую выплату названному лицу, которые осуществлялись в 2020 году ежемесячно (л.д.64-66).
Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья городского суда, с выводами которого согласился судья областного суда, исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, в связи с чем, раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 11 мая 2005 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении директора ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А. с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, судьей городского суда сделан обоснованный вывод об отсутствии у должностного лица административного органа оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для должностных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен в два года.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении руководителя ООО «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Т.А. производства по делу об административном правонарушении, имели место 10 марта 2020 года, на момент вынесения решения о направлении дела на новое рассмотрение срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Отмена судебных актов повлечет ухудшение положения Савченко Т.А., так как в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
В связи с чем обжалуемые решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 23 марта 2022 года отменены быть не могут.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АРТ-КОМПЛЕКТ» Савченко Татьяны Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области Прокопенко Е.В. – без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Политко Ф.В. № 12-882/2021
судья областного суда Худякова И.Н. № 11-527/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-5173/2022