Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2015 г. г. Олонец Республика Карелия
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Изотовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя С.А.М. действующей в интересах Иванова В.И. к Государственному учреждению -Управление пенсионного фонда РФ в ...., Республики Карелия о признании незаконным решения и установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Представитель истца С.А.М. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в ...., Республики Карелия (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в ....) с требованием об отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ № от хх.хх.хх г. об отказе в установлении пенсии, назначении истцу пенсии по потере кормильца с хх.хх.хх г.. Требования обосновывает тем, что до совершеннолетия истец получал страховую пенсию по потере кормильца в связи со смертью отца в .... году. В связи с поступлением с хх.хх.хх г. (срок обучения до хх.хх.хх г.) на очное обучение в профессиональное училище ...., обратился в УПФ РФ о возобновлении выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца. Решением от хх.хх.хх г. в удовлетворении заявления было отказано.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца С.А.М., действующая на основании доверенности иск поддержала по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ГУ-УПФ РФ в .... ФИО1, действующая на основании доверенности с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по основаниям изложенным в решении ГУ УПФ РФ в .....
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионных дел, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Согласно п.п.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В судебном заседании установлено, что Иванов В.И. родился хх.хх.хх г.. Отцом истца является ФИО2 хх.хх.хх г. г.рождения,умерший согласно свидетельства о смерти от хх.хх.хх г. I-ГИ № хх.хх.хх г..Истец обучается с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по очной форме обучения в профессиональном училище ...., что подтверждено справкой учебного заведения, переведенной на русский язык официальным переводчиком «Центр переводов ФИО3».
До своего совершеннолетия истец признавался нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца и получал страховую пенсию по потере кормильца в связи со смертью отца.
То обстоятельство, что истец до смерти отца находился на его иждивении и может быть признан нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца при наличии обстоятельств указанных в законе, ответчиком не оспаривается. Доказательств наличия дохода, за счет которого истец может самостоятельно себя обеспечить, ответчиком не представлено.
Отказывая истцу в назначении пенсии по потере кормильца пенсионный орган в своем решении № от хх.хх.хх г. указал, что истцом не представлено документов подтверждающих направление на обучение в .... в соответствии с международным договором Российской Федерации и ..... Иных оснований к отказу в назначении пенсии не указано.
В соответствии со ст.ст.7,27,39 Конституции РФ- Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966года (ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII) участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование.
В соответствии с п. 3 ст. 57 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом, который по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования.
Кроме того, указанный пункт, как регулирующий отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства и правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 27 ноября 2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы", суд считает, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа в выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца.
Лишение тех детей, кто поступил самостоятельно в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в отличие от лиц, направленных на учебу в такие учреждения в соответствии с международным договором, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения прав на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 и 39 Конституции РФ.
На основании изложенного, решение УПФ РФ в .... № от хх.хх.хх г. об отказе в установлении пенсии, суд признает незаконным и подлежащим отмене.
По общему правилу содержащемуся в ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Часть 5 этой же статьи предусматривает исключения из общего правила, предусматривающего выплату пенсии по случаю потери кормильца со дня смерти кормильца.
Из изложенного следует, что законодатель, предусматривая это исключение, имел ввиду, необходимость защиты права истца со времени наступления этого права, а не со времени предъявления заявления о выплате.
Таким образом, истец имеет право на назначение пенсии по потере кормильца с хх.хх.хх г., то есть с момента наступления права.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по госпошлине, уплаченной при предъявлении иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в .... Республики Карелия № от хх.хх.хх г. отменить.
Назначить Иванову В.И. страховую пенсию по потере кормильца на основании ч.1, п.п.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с хх.хх.хх г..
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в .... Республики Карелия в пользу Иванова В.И. госпошлину оплаченную при подаче иска в суд в размере (СУММА)
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Хольшев А.Н.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 04 декабря 2015 г.