Дело № 1-19/2021-55
УИД 25MS0055-01-2021-002364-97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 июня 2021 года г. Партизанск Приморскогокрая
Мировой судья судебного участка № 55 судебного района города Партизанска Приморского края О.М. Коваленко в помещении судебного участка № 55 по адресу: Приморский край, г. Партизанск, ул. Коренова, 22,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора города Партизанска <АДРЕС> А.А. Кайдоба,
потерпевшего <ФИО1>,
подсудимой Р.И. Кузьминовой,
защитника подсудимой адвоката М.И. Бодянской, представившей ордер № 132 от 11 июня 2021 г., удостоверение № 1865, выданное ГУМЮ по Приморскому краю 29 июня 2011 г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Ю. Сташковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Кузьминовой <ФИО2>, <ДАТА4> рождения, уроженки гор. <АДРЕС>, гражданки Российской Федерации, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, не <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС><ОБЕЗЛИЧЕНО>г., в отношении которой избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст.115 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьминова <ФИО2> обвиняется органами предварительного расследования в умышленном причинении легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия, а именно в том, что она (Кузьминова Р.И.) 30 марта 2021 года в период времени с 11 часов 00 минут до 13 часов 10 минут, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в зале квартиры <НОМЕР> дома <НОМЕР> по улице <АДРЕС>, действуя умышленно, в ходе возникшей ссоры с <ФИО1>, на почве личных неприязненных отношений, взяв в руки кухонный нож и, используя его в качестве оружия, держа данный нож в своей правой руке, нанесла стоящему перед ней <ФИО1> один удар в левое плечо, и один удар в область груди слева, аморальное и противоправное поведение которого, выразившееся в нанесении побоев, спровоцировало её на совершение преступления, в результате чего <ФИО1> были причинены телесные повреждения в виде: колото-резанной раны на левой боковой стенке грудной клетки и раны на левом плече, которые согласно заключению эксперта № 26-12/241/2021 от 02 апреля 2021 года, влекут за собой кратковременное расстройство здоровья сроком до трех недель, по этому признаку квалифицируются, как легкий вред здоровью. Данный вывод составлен в соответствии с п.8.1 Приказа № 194н от 24.04.2008 года МЗиСР РФ « Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
Потерпевшим <ФИО1> в судебном заседании заявлено ходатайство о прекращении производства по уголовному делу в связи с примирением с Кузьминовой Р.И., поскольку подсудимая загладила причиненный вред, принесла ему извинения, претензий он к подсудимой не имеет.
Кузьминовой Р.И. разъяснены последствия прекращения уголовного дела, предусмотренные ст. 25 УПК РФ, и право возражать против прекращения уголовного дела.
Подсудимая Кузьминова Р.И. суду пояснила, что против прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон возражений не имеет.
Защитник адвокат Бодянская М.И. поддержала позицию подзащитной.
Государственный обвинитель заместитель прокурора города Партизанска Приморского края А.А. Кайдоба возражала против прекращения уголовного дела в отношении Кузьминовой Р.И. в связи с примирением сторон. По мнению государственного обвинителя, подсудимая Кузьминова Р.И. до конца не осознает опасный характер и последствия инкриминируемогоей уголовно-наказуемого деяния, ведет антисоциальный образ жизни, злоупотребляет алкоголем, в связи с чем, на путь исправления не встанет.
Выслушав участников судебного разбирательства, мировой судья полагает, что ходатайство потерпевшего подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, предусмотренных ст. 25 УПК РФ.
Согласно ст. 25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
В соответствии со ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Мировым судьей установлено, что подсудимая Кузьминова Р.И. в настоящее время проживает совместно с потерпевшим <ФИО1>, так как они примирились, по месту жительства подсудимая характеризуется отрицательно, на учете у врача нарколога, у врача психиатра не состоит, не судима, впервые совершила преступление, относящееся к категории преступлений небольшой тяжести, полностью загладила причиненный вред, потерпевший не имеет к ней никаких претензий и не желает привлекать её к уголовной ответственности по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ, добровольно выразив свою волю на реализацию права на подачу заявления о прекращении уголовного дела в связи с примирением с подсудимой.
Таким образом, имеются все основания для прекращения уголовного дела в отношении Кузьминовой Р.И. по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ в связи с примирением сторон, на основании ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ.
Несогласие государственного обвинителя против прекращения уголовного дела не может служить основанием для отклонения заявленного потерпевшим ходатайства.
В соответствии с законом потерпевший имеет право заявить ходатайство о примирении с подсудимым на любой стадии уголовного судопроизводства. Законодателем не предусмотрено каких-либо ограничений в применении правил, предусмотренных ст. 76 УК РФ, при наличии обвинения по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ.
Произвольный отказ в прекращении уголовного дела за примирением с потерпевшим не допускается. В данном случае превалирующим является мнение потерпевшего, которому заглажен причиненный вред, потерпевший примирился с подсудимой, и не желает привлекать подсудимую к уголовной ответственности.
Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации по результатам рассмотрения положений ст. 76 УК РФ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 г. N 860-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. на нарушение его конституционных прав статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Федеральный законодатель, реализуя принадлежащие ему полномочия, правомочен как устанавливать в законе ответственность за правонарушения, так и устранять ее, а также определять, какие меры государственного принуждения подлежат использованию в качестве средств реагирования на те или иные деяния и при каких условиях возможен отказ от их применения. В частности, в статье 76 УК РФ он установил, что от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред, а в статье 25 УПК РФ закрепил правило, согласно которому суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон.
Вытекающее из взаимосвязанных положений статьи 76 УК РФ и статьи 25 УПК РФ полномочие суда, следователя и дознавателя отказать в прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон направлено на достижение конституционно значимых целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления их исправительного воздействия, предупреждения новых преступлений и тем самым - защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. При этом указание в названных статьях на возможность освобождения от уголовной ответственности, на право, а не обязанность прекратить уголовное дело не означает произвольное разрешение данного вопроса уполномоченным органом или должностным лицом, которые, рассматривая заявление о прекращении уголовного дела, не просто констатируют наличие или отсутствие указанных в законе оснований для этого, а принимают соответствующее решение с учетом всей совокупности обстоятельств, включая вид уголовного преследования, особенности объекта преступного посягательства, наличие выраженного свободно, а не по принуждению волеизъявления потерпевшего, чье право, охраняемое уголовным законом, нарушено в результате преступления, изменение степени общественной опасности деяния после заглаживания вреда, личность подозреваемого, обвиняемого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Учитывая изложенное, суд полагает, что все условия, предусмотренные ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ соблюдены, ходатайство потерпевшего не противоречит требованиям закона, поскольку выражено свободно, а не по принуждению, и является волеизъявлением потерпевшего, чье право, охраняемое уголовным законом, было нарушено в результате преступления, а несогласие государственного обвинителя на освобождение лица от уголовной ответственности по указанным основаниям обязательным условием не является.
Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.
Вопрос о вещественных доказательствах суд разрешает, исходя из требований ст. 81 УПК РФ.
Вопрос о процессуальных издержках разрешается судом в соответствии с требованиями ст. 132 УПК РФ, о чем выносится отдельное постановление.
Руководствуясь ст. ст. 25, 254 УПК РФ, ст. 76 УК РФ, мировой судья
Уголовное дело в отношении Кузьминовой <ФИО2>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ, прекратить на основании ст. 25 УПК РФ в связи с примирением с потерпевшим.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке Кузьминовой Р.И. отменить по вступлении постановления в законную силу.
Вещественные доказательства: лезвие кухонного ножа, рукоятку от кухонного ножа из пластика черного цвета, два марлевых тампона с образцами крови, находящиеся в камере хранения вещественных доказательств ОМВД России по Партизанскому городскому округу, по вступлении постановления в законную силу - уничтожить. Вещественное доказательство: футболку красного цвета, находящуюся в камере хранения вещественных доказательств ОМВД России по Партизанскому городскому округу, по вступлении постановления в законную силу возвратить потерпевшему Канипову Олегу Викторовичу по праву принадлежности. Постановление может быть обжаловано в Партизанский городской суд Приморского края в апелляционном порядке через мирового судью судебного участка № 55 судебного района города Партизанска Приморского края в течение10 суток со дня его вынесения.
Мировой судья О.М. Коваленко