Судья Юхно Н.В. УИД 65RS0018-01-2019-000190-05
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33-2943/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Чемис Е.В.,
судей Шептуновой Л.П. и Минькиной И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Южно-Курильского района в интересах Карманова Дмитрия Геннадьевича к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений,
по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Ф.И.О.1. на решение Южно-Курильского районного суда от 22 июля 2019 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
11 июня 2019 года прокурор Южно-Курильского района в интересах Карманова Д.Г. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений.
В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ Карманов Д.Г. узнал, что его пенсионные накопления переведены из Пенсионного Фонда РФ в АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления». Указывает, что заявление о досрочном переходе из ПФ РФ в негосударственный пенсионный фонд не подавал; у нотариуса <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ заявление не заверял; договор об обязательном пенсионном страховании с ответчиком не заключал; ДД.ММ.ГГГГ находился на рабочем месте в <адрес>.
На основании изложенного, просит суд признать договор об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» и Кармановым Д.Г. недействительным; на ответчика возложить обязанность передать средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г., учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица в Пенсионный Фонд РФ без потери инвестиционного капитала.
В отзыве на исковое заявление управляющий ОПФ РФ по Сахалинской области Ф.И.О.2 просит отказать в удовлетворении требований.
В возражениях на исковое заявление представитель АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» Ф.И.О.1 просит отказать в удовлетворении требований.
Решением Южно-Курильского районного суда от 22.07.2019 г. признан недействительным договор об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» и Кармановым Д.Г.; на акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» возложена обязанность передать средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г., учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, в Пенсионный фонд РФ без потери инвестиционного капитала; с акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» в доход бюджета МО «Южно-Курильский городской округ» взыскана госпошлина в сумме 300 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, представитель ответчика Ф.И.О.1., подала в суд апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать и взыскать с истца государственную пошлину в сумме 3000 рублей. Указывает, что заявление о переходе подается застрахованным лицом самостоятельно, непосредственно в ПФ РФ, минуя негосударственный пенсионный фонд, в связи с чем, Фонд не принимал участия в подаче заявления Кармановым Д.Г. о переходе от предыдущего страховщика в Фонд, и не имеет информации о его подписании и способе подачи в ПФР; основополагающим значением для правильного рассмотрения дела является определение подписи в договоре; доказательств того, что номер телефона, указанный в договоре об обязательном пенсионном страховании не принадлежит истцу и то, что истец не пользовался указанным номером не имеется; табель учета рабочего времени не является доказательством того, что истец не посещал <адрес>; правовые основания для передачи предыдущему страховщику средств пенсионных накоплений без потери инвестиционного капитала отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Котов Д.А. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения; Карманов Д.Г., представители АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» и ОПФ РФ по Сахалинской области в суд не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Котова Д.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36.22 Федерального закона от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции действующей в период спорных правоотношений) единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в фондах, ведет Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с требованиями к ведению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установленными Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно п. 1 и 4 ст. 36.4 указанного Федерального закона, договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании.
Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Пенсионным фондом Российской Федерации вносятся соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, при условии, что фонд уведомил Пенсионный фонд Российской Федерации о вновь заключенном с застрахованным лицом договоре об обязательном пенсионном страховании в порядке, установленном абзацем вторым статьи 36.2 настоящего Федерального закона, договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами и заявление застрахованного лица о переходе в фонд, поданное в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном статьей 36.7 настоящего Федерального закона, удовлетворено.
Статьей 36.2 Федерального закона № 75-ФЗ установлено, что негосударственный пенсионный фонд обязан уведомлять в порядке, определяемом Банком России, Пенсионный фонд Российской Федерации о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании в течение одного месяца со дня их подписания.
В соответствии с п. 1 ст. 36.6 Федерального закона № 75-ФЗ с учетом положений ст. 36.5 Закона, в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании и внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании, средства пенсионных накоплений передаются в фонд, с которым застрахованным лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 3 ст. 36.11 Федерального закона № 75-ФЗ заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) из фонда в фонд направляется им в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В случае направления указанного уведомления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются в том числе нотариусом или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из содержания п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ следует, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. от имени Карманова Д.Г. в отделение ПФР по Республике Татарстан курьерской службой подано заявление о досрочном переходе из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», при этом подлинность подписи Карманова Д.Г. нотариусом не свидетельствовалась; ДД.ММ.ГГГГ между истцом и АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» заключен договор № об обязательном пенсионном страховании.
Разрешая спор по существу суд первой инстанции, руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что истец воли на переход из Пенсионного Фонда РФ в АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» не проявлял, договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» не заключал, заявление о досрочном переходе из одного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд не подписывал и не подавал, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности передать в Пенсионный фонд РФ средства пенсионных накоплений без потери инвестиционного капитала, поскольку ст. 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» указанная обязанность не предусмотрена, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае, в том числе, прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 36.5 настоящего Федерального закона - предыдущему страховщику.
При наступлении обстоятельства, указанного в абз. 7 п. 1 настоящей статьи, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном п. 2 ст. 36.6.1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, уплачиваются за счет собственных средств фонда, и направляются в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию предыдущего страховщика.
Согласно ст. 36.4, 36.6.1 Федерального закона от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ, инвестиционный доход может быть утерян при досрочном переходе (чаще 1 раза в 5 лет) из одного пенсионного фонда в другой пенсионный фонд (перевода пенсионных накоплений граждан). Досрочно переведенные пенсионные накопления передаются новому пенсионному фонду без учета инвестиционного дохода заработанного предыдущим страховщиком.
Учитывая, что средства истца незаконно переведены из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», суд первой инстанции, обосновано возложил на ответчика обязанность передать средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г., учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, в ПФ РФ без потери инвестиционного капитала.
Ссылка ответчика на то, что заключенный договор прошел контрольные процедуры, утвержденные в фонде и полностью соответствует положениям законодательства РФ, что, по его мнению, подтверждает собственное волеизъявление истца на заключение спорного договора, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку прохождение формальных процедур в фонде не может служить доказательством надлежащего волеизъявления истца на заключение или не заключение договора.
Доводы жалобы о незаконности решения в связи с тем, что судом не решен вопрос о подлинности подписи в договоре, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Решение вопроса о назначении экспертизы является прерогативой суда, который может назначить экспертизу исходя из конкретных обстоятельств дела. Учитывая, что со стороны ответчика ходатайство о назначении судебно-почерковедческой экспертизы не заявлялось, установив, что Карманов Д.Г. работает в <данные изъяты>» по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ находился на своем рабочем месте, - что исключало возможность его нахождения у нотариуса при заверении его подписи в <адрес>, а также, что нотариусом подпись Карманова Д.Г. не свидетельствовалась, не усмотрел необходимости в назначении экспертизы, посчитал их достаточными для рассмотрения спора, с чем соглашается судебная коллегия, при этом считает необходимым отметить, что заявление о досрочном переходе из Пенсионного Фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд адресовано в отделение Пенсионного Фонда РФ по республике Татарстан, однако местом заключения договора с АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» указан <адрес>, при этом подпись застрахованного лица удостоверена нотариусом в <адрес>.
Иные доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку правового значения при разрешении вопроса о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений, не имеют.
Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Учитывая, что ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины, взысканию с Карманова Д.Г. не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Курильского районного суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Ф.И.О.1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья Чемис Е.В.
Судьи Шептунова Л.П.
Минькина И.В.
Судья Юхно Н.В. УИД 65RS0018-01-2019-000190-05
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33-2943/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
14 ноября 2019 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Чемис Е.В.,
судей Шептуновой Л.П. и Минькиной И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Южно-Курильского района в интересах Карманова Дмитрия Геннадьевича к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанности передать средства пенсионных накоплений,
по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Ф.И.О.1 на решение Южно-Курильского районного суда от 22 июля 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Курильского районного суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Ф.И.О.1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья Чемис Е.В.
Судьи Шептунова Л.П.
Минькина И.В.