РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2А-56/2019
20 февраля 2019 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Лазарева А.В.,
при секретаре судебного заседания Мхитарян А.А.,
с участием административного истца Левина С.В., его представителя Верховской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верховской И.В., поданному от имени военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Левина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Уссурийск) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальника 1 отдела (г. Владивосток) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказом в доплате жилищной субсидии
установил:
Левин, проходящий военную службу по контракту в войсковой части №, решением начальника 1 отдела (г. Владивосток) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) от 17 августа 2015 года № 01483 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи четыре человека с 23 апреля 2015 года.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 1 августа 2017 года, вступившим в законную силу 2 сентября 2017 года, ФИО1, внук административного истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан членом семьи Левина.
7 сентября 2017 года административный истец обратился в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о внесении изменений в состав его семьи.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № 9076 от 20 декабря 2017 года Левину была предоставлена жилищная субсидия на состав семьи четыре человека, без его учета внука, а решением начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № 363 от 29 декабря 2017 года он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Полагая, что предоставлением жилищной субсидии в меньшем размере, без учета ФИО1, были нарушены его права и законные интересы, Левин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение от 29 декабря 2017 года № 363 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязав начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ отменить данное решение, восстановив его на указанном учете, возложив на начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и начальника 5 отдела уполномоченного жилищного органа обязанность принять решение о доплате жилищной субсидии с учетом ФИО1.
В судебном заседании представитель административного истца Верховская пояснила, что внук административного истца на момент принятия решения о выплате жилищной субсидии, являлся членом его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением, поскольку он был вселен в жилое помещение, как член семьи нанимателя и зарегистрирован по месту его жительства, что подтверждается соответствующими документами.
Представитель начальника 5 отдела и начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Драгалина А.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, в поданных в суд возражениях выразила свое не согласие с требованием административного истца полагая, что на момент принятия решения о предоставлении Левину жилищной субсидии, ФИО1 не был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи Левина и при проверке в учетном деле отсутствовали документы о включении внука в качестве члена его семьи для дальнейшего обеспечения его жилищной субсидией.
Начальник 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыли, что не препятствует военному суду рассмотреть дело без их участия на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, при этом представитель заинтересованного лица полагал, что административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, кроме того ФИО1 не признан находящимся на иждивении Левина.
Согласно ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Проверив в этой части материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения последствий пропуска срока обращения в суд, поскольку как указано выше, 7 сентября 2017 года административный истец обратился в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о внесении изменений в состав его семьи, при этом решение от 29 декабря 2017 года № 363 о снятии с учета не оспаривал, поскольку сведений о вручении или направлении почтой, материалы дела не содержат и ответчиками не представлено. Напротив, получив 29 декабря 2017 года решение от 20 декабря того же года о предоставлении жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, о чем свидетельствует журнал о полученных и выданных решений о предоставлении жилищной субсидии, Левин обратился в уполномоченных жилищный орган с заявлением о принятии дополнительного решения с учетом внука, однако только 19 октября 2018 года административному истцу было направлено сообщение № 11-14/4/4452, которое Левиным было получено в ноябре 2018 года и которым ему фактически было в этом отказано. Таким образом, обратившись 25 января 2019 года в суд, установленный ст. 219 КАС РФ срок административным истцом не был пропущен.
Исследовав доказательства по существу административного искового заявления, выслушав Левина и его представителя, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 16 ст. 15 того же Федерального закона при предоставлении военнослужащим, к категории которых относится Левин, жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 25 постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на
обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями, к которым, на основании п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, относятся служебные жилые помещения, применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 того же Кодекса.
Из содержания названных норм следует, что к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Пунктами 25 – 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что находящихся в нормативном единстве положений статей 69 и 70 Жилищного кодекса РФ, из которых усматривается, что лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности, несовершеннолетние дети нанимателя и членов его семьи в силу ст. 54 Семейного кодекса РФ и ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ вселяются занимаемые ими в жилые помещения без согласия иных членов семьи, самого нанимателя и наймодателя, и относятся к другим родственникам нанимателя, а не к нетрудоспособным иждивенцам. При этом для признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, необходимо установления факта ведения общего хозяйства и выяснение содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение.
Согласно решению начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 17 августа 2015 года № 01483 Левин был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 23 апреля 2015 года составом семьи из 4-х человек (он сам, супруга, дочь и ее сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 1 августа 2017 года, вступившим в законную силу 2 сентября 2017 года, ФИО1 признан членом семьи Левина.
Из заявления административного истца от 7 сентября 2017 года усматривается, что он обратился к начальнику 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с просьбой о внесении изменений в состав семьи в связи с состоявшимся решением суда и апелляционным
определением Приморского краевого суда от 29 января 2018 года, которыми установлено, что дочь административного истца – ФИО3 не работает, является инвалидом 3 группы (бессрочно), инвалидность установлена с детства, имеет двух сыновей ФИО2 и ФИО1, зарегистрированных и проживающих с рождения вместе со своей матерью в предоставленном Левину жилом помещении, ведут общее хозяйство и находятся на его иждивении. При этом, данными решениями ФИО1 признан членом семьи административного истца.
Согласно поквартирной карточке Левин вместе с супругой, дочерью и её сыновьями (внуками административного истца) Левиным, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в предоставленном Левину служебном жилом помещении по адресу: <адрес>.
В силу приведенных норм материального права, фактических обстоятельств, подтвержденных материалами дела и разъяснениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, военный суд приходит к выводу о том, что внук административного истца ФИО1 с момента рождения был вселен в занимаемое Левиным служебное жилое помещение в качестве члена его семьи, как иной родственник, с матерью которого он ведет общее хозяйство. При этом последний факт подтвержден и решением о предоставлении субсидии с учетом дочери административного истца и первого внука. Поэтому судебное решение о признании второго внука находящимся на иждивении административного истца для включения его в число лиц, подлежащих обеспечению жильем совместно с ним, в силу вышеприведенного толкования норм ст. 69 и 70 Жилищного кодекса РФ фактически не требовалось.
Таким образом, внук административного истца ФИО1, как член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, подлежал включению в число членов семьи Левина, подлежащих учету при предоставлении жилищной субсидии, на основании его заявления, поступившего 7 сентября 2017 года в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ.
Доводы, изложенные в возражениях, о том, что Левин не обращался с заявлением о приостановлении производства по выплате жилищной субсидии до момента признания ФИО1 находящимся на его иждивении военный суд считает несостоятельными, поскольку из содержания заявления от 7 сентября 2017 года следует, что административный истец желает получить эту субсидию с учетом его внука ФИО1, и его заявление фактически является извещением структурного подразделения уполномоченного органа об изменении сведений, имевшихся в ранее представленных документах.
Вместе с тем, согласно решению начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 20 декабря 2017 года № 9076 Левину перечислена жилищная субсидия на состав семьи четыре человека, по
нормативу 72 м.2, без учета ФИО1, в размере 7.587.360,00 рублей, а решением начальнику 5 отдела жилищного органа от 29 декабря 2017 года № 363 административный истец снят с учета.
Учитывая вышеизложенное военный суд приходит к выводу, что предоставление административному истцу жилищной субсидии по нормативу 72 м.2, без учета ФИО1 только ввиду его непризнания находящимся на иждивении Левина, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства.
При этом из представленных материалов следует, что соответствующая проверка в порядке п. 16 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года №512, в целях учета внука административного истца при предоставлении жилищной субсидии была проведена после рассмотрения апелляционной жалобы на решение Октябрьского районного суда, однако не была выплачена административному истцу в связи с тем, что апелляционное определение Приморским краевым судом вынесено 29 января 2018 года, то есть после снятия Левина с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах требование Левина о возложении на начальника ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ обязанности принять дополнительное решение о доплате административному истцу жилищной субсидии военный суд считает подлежащим удовлетворению.
Для восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на начальника 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обязанность отменить его решение от 29 декабря 2017 года № 363 о снятии Левина и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановив на указанном учете, а на начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ - обязанность в предусмотренном законом порядке принять дополнительное решение о доплате Левину жилищной субсидии с учетом его внука ФИО1.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, в пользу административного истца надлежит взыскать судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлины, с учетом комиссии банка и расходов по удостоверению подлинности копии документа, сумма которых подтверждается имеющимися в материалах дела и исследованными в ходе судебного разбирательства квитанциями.
Учитывая, что ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ зачислено на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, суд полагает необходимым взыскать сумму судебных расходов в пользу административного истца с ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ через лицевой счет названного финансового Учреждения.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
решил:
Административное исковое заявление Верховской И.В., поданное от имени военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Левина <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Уссурийск) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальника 1 отдела (г. Владивосток) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказом в доплате жилищной субсидии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника 5 отдела (г. Уссурийск) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 363 о снятии Левина С.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника 5 отдела (г. Уссурийск) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 29 декабря 2017 года № 363 о снятии Левина С.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановив его на указанном учете.
Возложить на начальника Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 5 отдела (г.Уссурийск) Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в предусмотренном законом порядке принять дополнительное решение о выплате Левину <данные изъяты> жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения исходя из норматива предоставления жилой площади на состав семьи военнослужащего пять человек по стоимости одного квадратного метра жилой площади на день принятия решения, с учетом ранее выплаченных 7.587.360,00 рублей.
Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, через лицевой счет Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю» в пользу Левина <данные изъяты> судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей, комиссии банка в размере 50 (пятьдесят) рублей и удостоверению подлинности копии документа в размере 240 (двести сорок) рублей.
В удовлетворении требования о взыскании судебных расходов с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий