Решение по делу № 2а-5487/2019 ~ М-5019/2019 от 11.11.2019

УИД: 59RS0004-01-2019-007191-70

Дело № 2а-5487/2019            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 года                                  

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ошвинцевой О.И.,

при секретаре Бояршиновой Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента земельных отношений администрации г.Перми к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю Зайляевой И.Р., отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

    Департамент земельных отношений администрации г.Перми обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю Зайляевой И.Р., отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении об освобождении от исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству № 8196/19/59004-ИП от 01.02.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя Зайляевой И.Р. № 59004/19/111740 т 28.03.2019.

    В обоснование заявленных требований указано, что решением Ленинского районного суда г.Перми от 04.09.2018 по делу №2-2962/2018 на Департамент возложена обязанность предоставить ФИО2 в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов. 01.02.2019 судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство № 8196/19/59004-ИП. 15.03.2019 года постановление поступило в адрес истца. Во исполнении решения суда Департаментом организована жеребьевка по распределению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Протоколом № 2 от 26.03.2019г. по итогам жеребьевки принято решение о выборе из перечня утвержденных схем схемы № 89, утвержденной распоряжением начальника Департамента от 25.03.2019г. № 406 в соответствии с которой образуется земельный участок площадью 612 кв.м. в Мотовилихинском районе г. Перми. 27.03.2019 Департаментом направлена информация в адрес отдела судебных приставов о предпринимаемых действий по исполнению решения суда. 28.03.2019г. департаментом направлено письмо о необходимости обеспечить выполнение МКУ «Институт территориального планирования» кадастровых работ и осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. 28.03.2019 судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 05.06.2019 МКУ «Институт территориального планирования» проведены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет. 11.07.2019г. в адрес ФИО2 направлена информация о подготовке проекта договора аренды земельного участка. Департаментом предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, что может являться основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в свое отсутствие.

Административные ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, представители в судебное заседание не явились, мнение не представили.

    Заинтересованное лицо – ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела извещался судом, в судебное заседание не явился.

Оценив доводы административного истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № 8196/19/59004-ИП, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положения ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 13 части 1 статьи 64, статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, предусмотрена возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.

Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой природе исполнительского сбора, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Правовым основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда в 5-дневный срок и непредставление им доказательств того, что исполнение в этот период было невозможно вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, в силу п. 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

    Судом установлено, что решением Ленинского районного суда Пермского края от 04.09.2018 на Департамент земельных отношений администрации г.Перми возложена обязанность предоставить ФИО2 в аренду земельный участок в городе Перми для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов (л.д. 5-6). Данное решение вступило в законную силу 10.12.2018г.

01.02.2019г. начальником отдела старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми возбуждено исполнительное производство №8196/19/59004-ИП в отношении Департамента земельных отношений администрации г.Перми, с предметом исполнения: возложение обязанности на Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить ФИО2 в аренду земельный участок в г. Перми для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику, получено административным истцом, согласно отчета об отслеживании почтового отправления 13.03.2019г.

Одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В установленный постановлением от 01.02.2019 года срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником решение суда не исполнено.

    28.03.2019г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю Зайляевой И.Р. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Департамента земельных отношений администрации г.Перми в размере 50 000 руб.

Как следует из представленных Департаментом доказательств, в ходе исполнительного производства им предпринимались меры по исполнению решения суда, в частности:

25.03.2019 начальником Департамента земельных отношений администрации г.Перми издано распоряжение № 406 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Мотовилихинском районе города Перми» (л.д. 10).

27.03.2019г. в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо о принятии мер по исполнению решения суда. 25.03.2019 Департаментом издано распоряжение № 406 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Мотовилихинском районе города Перми». Необходимо проведение кадастровых работ, в связи с чем направлено письмо в адрес первого заместителя главы администрации г.Перми ФИО4 письмо о проведении в отношении земельного участка кадастровых работ. Одновременно просит отложить исполнительские действия на 10 дней с 01 по 10 апреля (л.д. 11).

Постановлением судебного пристава от 03.04.2019 года отложены исполнительные действия на срок до 03.04.2019г. по 10.04.2019.

11.07.2019г. в адрес ФИО2 Департаментом направлено письмо о том, что на основании решения суда от 04.09.2018г. подготовлен проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, предложено явиться для оформления документов (л.д. 12).

16.07.2019 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми обратился в адрес судебного пристава исполнителя с заявлением об окончании исполнительного производства.

Ответом от 23.08.2019г. Департаменту указано об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку решение не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает оснований для освобождения административного ответчика от исполнительского сбора.

Сам по себе факт того, что процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности является длительной, основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора не является, с учетом длительности неисполнения решения суда, каких-либо доказательств, подтверждающих, что Департамент земельных отношений администрации г.Перми с 04.09.2018г. (с момента вынесения решения суда) предпринял все необходимые меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, административным истцом не представлено.

Оснований для снижения размера исполнительного сбора в соответствии с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд также не усматривает, поскольку до настоящего времени решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено, доказательств принятия необходимых мер для исполнения решения суда с 11.07.2019 года не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Департамента земельных отношений администрации г.Перми к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю Зайляевой И.Р., отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий                         (О.И. Ошвинцева)

Мотивированное решение изготовлено 06.12.2019 года

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-5487/2019 Ленинского районного суда г.Перми.

2а-5487/2019 ~ М-5019/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Отдел судебных приставов России по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю Зайляева Ирина Ренатовна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Отдел судебных приставов России по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю
Другие
Козлов Вячеслав Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Ошвинцева О.И.
11.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019[Адм.] Судебное заседание
06.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020[Адм.] Дело оформлено
20.01.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее