Дело <НОМЕР> 5-192/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 21 апреля 2021 года
Мировой судья судебного участка № 4 Первомайского судебного района города Мурманска Слюсарев Евгений Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (183032, г. Мурманск, ул. Куйбышева, д. 2а) материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица:
Ковалева <И.О1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, (<НОМЕР>),
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
13 мая 2020 года в 00:01 часов Ковалев <И.О> являясь <ОБЕЗЛИЧЕНО> по месту нахождения <АДРЕС>: город Мурманск, улица Подгорная, дом № 86, в нарушение части 5 статьи 18 Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не представил в налоговый орган бухгалтерскую отчетность (аудиторское заключение) за 2019 год, поскольку в 2018 году, предшествовавшем отчетному, сумма активов Общества на 31 декабря 2018 года превышала <ОБЕЗЛИЧЕНО>
По выводам должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в бездействии Ковалева <И.О> усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, то есть грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса).
В судебное заседание Ковалев <И.О> не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту жительства, путем получения заказной корреспонденции в соответствующем почтовом отделении, о чем свидетельствует уведомление о вручении, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Ковалева <И.О>
Исследовав протокол об административном правонарушении и приложенные материалы, прихожу к следующему.
Согласно положениям статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении в отношении Ковалева <И.О> от 31.03.2021, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении <АДРЕС> по состоянию на 31.03.2021, содержащей сведения о месте нахождении и директоре Общества; письменным уведомлением от 27.01.2021 о вызове в налоговый орган руководителя <АДРЕС> для составления протокола об административном правонарушении; списком внутренних почтовых отправлений и отчетами об отслеживании отправлений с уведомлением от 27.01.2021; копией упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности <АДРЕС> за 2018 год; а также другими документами, представленными в деле.
Совокупность доказательств исследованных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нахожу достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса).
Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается в том числе отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в редакции до 31.12.2020) «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит годовой отчетности проходят:
- любые организации, у которых в году, предшествовавшем отчетному, выручка от реализации без НДС превышает 400 миллионов рублей или сумма активов на 31 декабря превышает 60 миллионов рублей;
- все акционерные общества, независимо от величины выручки и активов;
- организации, чьи ценные бумаги допущены на ОРЦБ;
- организации, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом (кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы акционерных инвестиционных фондов, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» срок представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган в целях формирования государственного информационного ресурса - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Согласно пункту 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294 в Российской Федерации установлены нерабочие дни с 30 марта по 8 мая 2020 года, в связи с чем, срок представления обязательного экземпляра отчетности за 2019 год - не позднее 12 мая 2020 года.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение представляется одновременно с отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> <АДРЕС> в 2018 году, предшествовавшем отчетному, сумма активов на 31 декабря 2018 года составила <ОБЕЗЛИЧЕНО>, то есть превышала 60 миллионов рублей, соответственно Общество подлежит обязательному аудиту.
Вместе с тем, в установленные законом сроки Общество не представило в налоговый орган аудиторское заключение за 2019 год, а равно не представило и на дату составления протокола об административном правонарушении, что приравнивается к грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету и отчетности.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона <НОМЕР> 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.
Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, действия Ковалева <И.О> образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 настоящего Кодекса).
Разрешая вопрос об административном наказании, прихожу к следующему.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Ковалева <И.О> признаю, совершение вменяемого административного правонарушения впервые, поскольку материалы дела не содержат сведения о привлечении его к административной ответственности за однородные правонарушения. Обстоятельств, отягчающих его наказание, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 15.11 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 названного Кодекса).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье (органу, должностному лицу), рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначая наказание, учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно совершение административного правонарушения впервые, в целях исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых правонарушений, считаю возможным назначить Ковалеву <И.О> наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3.5, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Ковалева <И.О1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу на следующие реквизиты:
УФК по Мурманской области (Министерство юстиции Мурманской области), ИНН 5190103603, КПП 519001001, ОКТМО 47701000, Банк получателя: Отделение Мурманск Банка России, расчетный счет: 401 028 107 453 700 000 41, кор. счет: 031 006 430 000 000 149 00, БИК 014705901, КБК 82111601153019000140, назначение платежа - административный штраф по делу <НОМЕР> Постановления.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию судебного участка № 4 Первомайского судебного района города Мурманска по адресу: город Мурманск, улица Куйбышева, дом 2а, кабинет 10.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Первомайский районный суд города Мурманска через мирового судью судебного участка <НОМЕР> 4 Первомайского судебного района города Мурманска в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Мировой судья подпись Е.Н. Слюсарев
Копия верна. Мировой судья Е.Н. Слюсарев