Решение по делу № 2-184/2015 от 25.05.2015

Дело № 2-184/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вуктыл 02 июля 2015 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Смагиной К.Р.,

с участием помощника прокурора <адрес> Степанова С.А.,

истицы Кузиной Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Кузиной Д. С. к администрации муниципального района «Вуктыл» о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения к администрации муниципального района «Вуктыл» /далее АМР «Вуктыл/ в интересах Кузиной Д.С. обратился прокурор <адрес>. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Кузина Д.С. состоит на учете, как оставшаяся без попечения родителей в связи со смертью матери В.В.. Отец С.А. ограничен в родительских правах, затем лишен родительских прав. За Кузиной Д.С. закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки, и использования жилых и нежилых помещений на территории МР «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Кузина Д.С. обучатся в ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственной университет», проживает в общежитии, какого-либо жилья в собственности не имеет, в каникулярное время ей негде жить. Временно проживает у опекуна, где также имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>. Однако опекун Л.И. собирается переезжать за пределы Республики Коми, соответственно продавать свое жилое помещение. Кузина Д.С. желает перевестись на заочное обучение и работать, так как намерена завести семью, и проживать в <адрес>, о чем свидетельствует ее заявление о постановке на учет на предоставление жилого помещения в АМР «Вуктыл», в <адрес> проживает ее брат, который также состоит в очереди на получение жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивал.

Кузина Д.С. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что обучается на 2 курсе Сыктывкарского ГУ, после окончания которого желает вернуться в <адрес> для постоянного места жительства и работы.

Представитель АМР «Вуктыл» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора не признал.

Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по поводу заявленных прокурором требований суду не представил.

Свидетель Л.И. в судебном заседании пояснила, что до достижения совершеннолетия Кузиной Д.С. являлась ее опекуном. В настоящее время Кузина Д.С. имеет временную регистрацию в <адрес>.1 по <адрес>, собственником которой является Л.И.. В настоящее время имеет планы по продаже указанного жилого помещения и выезда на постоянное место жительства из <адрес> за пределы Республики Коми.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, Кузиной Д.С., свидетеля Л.И., исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно справки исх.от ДД.ММ.ГГГГ Агентства Республики Коми по социальному развитию, Кузина Д. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию межрайонного сектора опеки и попечительства по <адрес> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Кузиной Д. С.» Л.И. назначена опекуном Кузиной Д. С..

Приказом начальника Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № 95, за С.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое заключением межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений на территории МР «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания.

В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания.

Согласно справки выданной ИП «А.В.» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.1 по <адрес> в <адрес> зарегистрированы: Л.И., 20.11.19949 г.р., А.П., 01.01.1949-супруг, Е.А., ДД.ММ.ГГГГр. – <данные изъяты> С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – <данные изъяты>, Кузина Д.С.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. – опекаемая, с ДД.ММ.ГГГГ по 10.10. 2013 г.; А.Д., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности Кузиной Д.С. отсутствуют объекты недвижимого имущества.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> в <адрес> является Л.И..

Согласно справки исх.от ДД.ММ.ГГГГ ФГУК «Ростехинвентаризация – Федерального БТИ» филиала по <адрес> производственного участка в отношении Кузиной Д.С. и Л.И. право личной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.

Из информации на имя руководителя администрации МР «Вуктыл» исх.от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Кузина Д.С. была отдана под опеку, на основании Приказа Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и опекуном назначена Л.И..

В соответствии с выпиской из постановления администрации МР «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ « О включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений» Кузина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ проживающая по адресу: <адрес> включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений с составом семьи – 1 человек.

Согласно Постановления № 05/532 от 13 мая 2014 года «О включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений» администрации МР «Вуктыл» А.В. включена в вышеуказанный список с номером очередности – <данные изъяты>.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «<адрес>» Совета муниципального образования «<адрес>», установлена норма предоставления площади жилого помещения на территории МО «<адрес>» по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на человека.

Из совокупности исследованных судом доказательств в судебном заседании установлено, что Кузина Д.С., оставшись без попечения родителей, была поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не имеет закрепленного жилья, а также каких-либо иных жилых помещений на праве собственности и свое право на обеспечение жилым помещением по данному основанию не реализовала.

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кузина Д.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 13 ЖК РФ, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.

На основании ч.ч.1,3 и 4 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в ч.3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ).

В силу ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 8 вышеназванного федерального закона, Кузина Д.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по месту жительства.

В ч.1 ст. 92 ЖК РФ указаны виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, одним из них является (п.8) жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 98.1 ЖК РФ о назначении жилых помещений - жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.07.2011 № 321 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011-2015 годы)», а также ее подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», задачей которой является, в том числе, обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот.

Суд также учитывает и то, что ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Республики Коми № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», вступивший в силу с 01.01.2011.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного республиканского закона, жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

С ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления обязаны осуществлять прием заявлений граждан данной категории, проверку документов, принимать решения о включении граждан в список или об отказе их включения в список, вести список, проводить переучет, предоставлять гражданам жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда на основании соответствующих решений и иные полномочия.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ обязательства по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, по приобретению и распределению жилых помещений указанной категории граждан в <адрес>, осуществляет администрация муниципального образования муниципального района «Вуктыл».

Следовательно, обязанность по предоставлению Кузиной Д.С. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма возложена на администрацию муниципального района «Вуктыл».

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми» часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Законом Республики Коми от 04 июля 2006 г. № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом (ст.ст.1, 10 Закона).

В соответствии с Законом Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись указанной категории лиц при постановке на учет в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Из представленных суду доказательству в судебном заседании установлено, что Кузина Д.С. в настоящее время проживает в <адрес>, в жилом помещении опекуна, который в судебном заседании пояснил, что намерен выехать на ПМЖ за пределы Республики Коми, в связи с чем собирается продать квартиру. Какого – либо жилого помещения Кузина Д.С. в собственности не имеет, жилое помещение, которое закреплено за Кузиной Д.С., признано непригодным для проживания. Кузина Д.С. обучается в высшем учебном заседании, после окончания которого желает постоянно проживать и работать в <адрес>, Республики Коми.

С учетом данного обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Кузина Д.С., нуждается в социальной поддержке по предоставлению жилья.

На основании ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 1 Закона Российской федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Кузина Д.С. обратилась в прокуратуру за помощью в реализации права на судебную защиту, гарантированную ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Из ст. 2 Конституции Российской Федерации следует, что, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 10 Закона № 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан в том числе, о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Довод ответчика со ссылкой на установленную очередность в соответствующем списке по обеспечению лиц, принятых на учет на получение жилья в порядке, реализации Закона РК от 04.07.2006 года № 54-РЗ и отсутствии необходимого для покупки жилья субсидирования, судом отвергается, поскольку требования прокурора <адрес> в интересах Кузино Д.С. основаны на законе, гарантирующем Кузиной Д.С. право на внеочередное обеспечение жильем. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от того, обстоятельства, когда и за каким порядковым номером Кузина Д.С. была принята на учет в качестве нуждающегося в получении жилья и наличии либо отсутствии денежных средств, для приобретения жилого помещения.

Довод представителя ответчика о том, что в настоящее время Кузина Д.С. не закончила обучение в образовательном учреждении суд считает несостоятельным, поскольку при отсутствии возможности проживать у бывшего опекуна Л.И., какое –либо жилье, пригодное для проживания в <адрес>, в том числе и в каникулярный период во время обучения у Л.И. отсутствует, что, по мнению суда, является нарушением ее прав, гарантируемых вышеперечисленными нормами закона.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> обязать администрацию муниципального района «Вуктыл» предоставить Кузиной Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 ( один) человек, не менее 33 квадратных метра общей площади, находящееся на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл» законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

    

обязать администрацию муниципального района «Вуктыл» предоставить Кузиной Д. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 (один) человек, не менее 33 квадратных метра общей площади, находящееся на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл».

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.

Судья О.В. Сурганов

2-184/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузина Д.С.
Прокуратура г.Вуктыл
Ответчики
АМР Вуктыл
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
25.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2015Судебное заседание
02.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее