Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<ДАТА1> <АДРЕС>
И.о. мирового судьи судебного участка <АДРЕС> района
<АДРЕС> края <ФИО1>
при секретаре <ФИО2>
с участием: представителя процессуального истца -
помощника прокурора <АДРЕС> района Мысякина В.г.
представителя ответчика <ФИО3>
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <АДРЕС> района в интересах <ФИО4>, <ФИО5> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании расходов по доставке твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах <ФИО4>, <ФИО5> с иском к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании компенсации за доставку твердого топлива. В обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав педагогических работников на компенсацию расходов, связанных с отоплением жилого помещения. В ходе проверки установлено, что материальные истцы пользуются льготами как педагогические работники, вышедшие на пенсию и проживающие в сельской местности. В 2015 г. материальные истцы <ФИО4> и <ФИО5> приобрели твердое топливо и каждый оплатили за его доставку по 600 руб.
Вместе с тем, Управлением социальной защиты населения при выплате истцам компенсации за твердое топливо отказано в возмещении расходов по его доставке. Действия Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району при определении порядка предоставления материальным истцам льгот по оплате приобретения твердого топлива без компенсации доставки нарушают их права на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством. Прокурор просит взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в пользу материального истца <ФИО4> компенсацию за доставку твердого топлива за 2015 г. в размере 600 руб., материального истца <ФИО5> компенсацию за доставку твердого топлива за 2015 г. в размере 600 руб.,
Материальные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель процессуальных истцов исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, просил исковые требования оставить без удовлетворения. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает на несогласие с исковыми требованиями, по следующим основаниям: законодатель по разному определяет понятия «поставка» и «доставка», указанные категории не являются тождественными; закона, определяющего право льготополучателя на предоставление компенсации расходов по оплате доставки твердого топлива, нет; порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, не нарушал прав истца на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство труда и социальной защиты <АДРЕС> края представителя для участия в деле не направило, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещено.
С учетом мнения прокурора, представителя ответчика, мировой считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, мировой судья находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношение в области предоставления мер социальной поддержки, возникшее между льготополучателем и ответчиком, регулируется нормами: Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от <ДАТА2> <НОМЕР> "Об образовании", Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», Закона <АДРЕС> края от <ДАТА4> N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края (утв. постановлением Администрации <АДРЕС> края <НОМЕР> от <ДАТА5>) - далее Правила.
В соответствии с п.п. "е", "к", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от <ДАТА6> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с <ДАТА7>
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от <ДАТА8> N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от <ДАТА8> г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до <ДАТА10>, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
В абзаце 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от <ДАТА8> г. N 3266-1 "Об образовании" закреплено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также вышедшим на пенсию и непосредственно перед уходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, при наличии стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 Федерального закон от <ДАТА11> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации ограничивать права или снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.(п.4,5 ст.4 Федерального закона от <ДАТА11> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как установлено судом материальные истцы являются педагогическими работниками и проживают в сельской местности в жилых помещениях с печным отоплением.
Право материальных истцов на получение мер социальной поддержки в виде получения компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ответчиком не оспаривается и признается, что на основании ч.2 ст.68 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает сторону истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Спор возник о размере и объеме предоставляемой компенсации.
Статьей 1 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА12> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее Закон АК от <ДАТА12> <НОМЕР>), установлено, что педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Частями 2,4 статьи 2 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА12> <НОМЕР> предусмотрено, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо
Пункт 4 упомянутых выше Правил предусмотрено, что компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производят организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, в том числе реализующие населению твердое топливо (далее - "организации - поставщики услуг"). Управление социальной защиты населения осуществляет взаимодействие с организациями - поставщиками услуг в сфере предоставления компенсаций на основании заключенных соглашений (п.26,27 Правил).
В соответствии с п. 28 указанных выше Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
При этом предусмотрено, что при отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей) (п.31 Правил…).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, было установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в галлонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Осуществление льготополучателем за счет собственных средств погрузки, доставки твердого топлива от склада до его места жительства требует от лица, имеющего право на льготы, дополнительных расходов, что противоречит закону, обязывающему орган социальной защиты населения предоставлять педагогу 100% оплату отопления.
Как было указано выше, наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений, а не регуляцию правоотношений по объему предоставления льгот данной категории населения.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных положений норм и смысла закона, плата за доставку твердого топлива включается в понятие цены твердого топлива, расходы по которой должны компенсироваться льготополучателю.
Расчет компенсации за доставку твердого топлива за 2015г. не оспаривается ответчиком, проверен судом, является верным.
Расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения (ч.1, ч.3 ст.3 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА13> <НОМЕР>).
Соответственно, требования прокурора в интересах материальных истцов о взыскании компенсации за доставку твердого топлива подлежат удовлетворению за счет Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в размере: <ФИО4> - 600 руб., <ФИО5> - 600 руб., но, поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета <АДРЕС> края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В силу п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и Управление социальной защиты населения освобождаются от оплаты государственной пошлины.
С учетом требований ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░4>, <░░░5> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░4> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2015 ░. ░ ░░░░░░░ 600 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░5> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2015 ░. ░ ░░░░░░░ 600 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ <░░░1>
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ <░░░1>
░░░░░░░░░ ░/░ <░░░2>