28MS0034-01-2020-000705-82 Дело <НОМЕР>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
<ДАТА1> <АДРЕС>
Мировой судья <АДРЕС> области по Свободненскому городскому судебному участку <НОМЕР> <ФИО1>, рассмотрев материалы административного дела в отношении:
Юридического лица ООО «Дельта» ИНН <НОМЕР> <АДРЕС> область <АДРЕС> 5.
УСТАНОВИЛ:
И.о. свободненского городского прокурора направил для рассмотрения мировому судье <АДРЕС> области по Свободненскому городскому судебному участка <НОМЕР> административный материал в отношении юридического лица ООО «Дельта» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> и приложенных к нему материалов следует, что <ДАТА2> <АДРЕС> городской прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «Дельта», законодательства о противодействии коррупции, в части исполнения требований ст.12 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О противодействии коррупции».
Установлено, что уведомление о заключении с <ФИО2> трудового договора в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <АДРЕС> области направлено с нарушением установленного срока, что подтверждается копией уведомления ООО «Дельта» от <ДАТА4> <НОМЕР>.
В связи с этим, в отношении юридического лица ООО «Дельта» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.
Представитель ООО «Дельта» на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом, предоставило суду письменные пояснения по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено и в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, в случаях если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и в случаях, если от лица не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела.
Ходатайств об отложении рассмотрения дела от ООО «Дельта» не поступило.
Представитель <АДРЕС> городской прокуроры в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на привлечении к административной ответственности ООО «Дельта» настаивает.
Изучив материалы административного дела, нормы права, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
В соответствие со ст.28.1 КоАП РФ поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами, достаточных данных указывающих на наличие административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья усматривает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения.
Законом <НОМЕР> «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В частности, указанным нормативным правовым актом введены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст.12 Закона <НОМЕР>, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе <АДРЕС> <ДАТА6> Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Так, п.1 ст.12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту «е» п.2 ст.12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа п.1, подп. «е» п.2 ст.12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 ст. 12 Закона <НОМЕР> в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.
Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Согласно ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом <НОМЕР> установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В частности, указанным нормативным правовым актом введены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности.
В соответствии с ч.ч.4 и 5 ст.12 Закона <НОМЕР> работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР>, утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее соответственно - трудовой договор, гражданско-правовой договор, гражданин), представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Судом установлено, что приказом <НОМЕР> от <ДАТА8> Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <АДРЕС> области <ФИО2> Максим Анатольевич уволен из органов внутренних дел с <ДАТА8> года от замещаемой должности начальника отдела ГИБДД МО МВД России «<АДРЕС>.
Указанная должность, в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а также Приказа МВД России от <ДАТА12> <НОМЕР> «О перечне должностей, при замещении которых необходимо предоставлять сведения о доходах», включена в перечень должностей государственной службы, в течение двух лет после увольнения с которых на работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным служащим, распространяется обязанность, предусмотренная ч.4 ст.12 Закона <НОМЕР> (работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации).
ООО «Дельта» (далее - Общество) согласно п.1.1. Устава общество с ограниченной ответственностью «Дельта», создано в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства РФ (п. 1.2. Устава).
В силу п. 1.5 Устава Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Между работодателем - ООО «Дельта» и работником <ФИО2>, заключен трудовой договор <НОМЕР> от <ДАТА14>, в соответствии с которым последний принят на работу в ООО «Дельта» в должности «заместитель директора».
В настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО «Дельта» в должности генерального директора на основании дополнительного соглашения к трудовому договору от <ДАТА15>
В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции ООО «Дельта» не были приняты меры по своевременному уведомлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <АДРЕС> области о заключении с <ФИО2>, трудового договора, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уведомление о заключении с <ФИО2> трудового договора в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <АДРЕС> области направлено с нарушением установленного срока, что подтверждается копией уведомления ООО «Дельта» от <ДАТА4> <НОМЕР>.
Нарушение требований законодательства о противодействии коррупции подтверждается трудовым договором от <ДАТА14>, приказом <НОМЕР> от <ДАТА16> о приеме <ФИО2> на работу, приказом <НОМЕР> от <ДАТА8> Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <АДРЕС> области об увольнении <ФИО2>, объяснением генерального директора ООО «Дельта» от <ДАТА17> согласно которому он признает вину юридического лица ООО «Дельта» в совершении указанного правонарушения.
Причиной допущенного нарушения послужило недостаточное знание норм федерального законодательства о противодействии коррупции, а также отсутствие надлежащей организации их исполнения и контроля со стороны руководства.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Дельта», имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Судом не установлено исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали юридическому лицу ООО «Дельта» исполнить требования федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов
Таким образом, мировым судьей с достоверностью было установлено событие административного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено на основании достоверных и достаточных доказательств, а так же вина юридического лица в содеянном.
Анализируя доводы юридического лица ООО «Дельта», указанные в письменных пояснениях о примени в отношении Общества положений ч.ч.3 и 3.2 ст.4.1 КоАП РФ суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФот <ДАТА18> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» учитывая, что назначение виновному лицу административного наказания должно быть строго индивидуализировано, при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, в производстве которого находится дело о таком административном правонарушении, вправе назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 19.29 КоАП РФ (часть 3 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ). Например, при решении вопроса о возможности назначения юридическому лицу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией названной статьи, может быть учтен факт содействия юридического лица в раскрытии данного административного правонарушения, а также отсутствие в числе должностных (служебных) обязанностей бывшего государственного (муниципального) служащего отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.
Судом установлено, что в число прямых должностных (служебных) обязанностей <ФИО2> не входили отдельные функции государственного (административного) управления ООО «Дельта», за исключением автотранспорта Общества (сведения о наличии которых в материалах дела отсутствуют), однако каких либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, судом не установлено. Доказательств, тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица ООО «Дельта», суду не представлено. Факта содействия юридического лица в раскрытии данного административного правонарушения, судом также не установлено, поскольку признание вины и предоставление всех запрашиваемых документов в ходе проверки таковым не является.
Кроме того согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <ДАТА19> В тех случаях, когда совершенное юридическим лицом административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, выразилось в незначительном (на один-два дня) нарушении указанного в части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» срока либо в несоблюдении требований к содержанию направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего уведомления, судья общей юрисдикции, в производстве которого находится дело о таком административном правонарушении, вправе на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 19.29 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, а также того обстоятельства, что уведомление о заключении с <ФИО2> трудового договора в УМВД России по <АДРЕС> области направлено спустя более полу года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Совокупность исследованных обстоятельств дела дают суду основания признать юридическое лицо ООО «Дельта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Санкция ст.19.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает полное признание своей вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
Обстоятельств, крайней необходимости, а также признаков малозначительности правонарушения, судом не усматривается.
При определении размера наказания, суд также учитывает характер и общественную опасность совершенного Обществом правонарушения и полагает необходимым и целесообразным назначить наказание в минимальных пределах, предусмотренных санкцией статьи.
Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО «Дельта» (ИНН <НОМЕР>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
В случае уклонения от уплаты настоящего штрафа в установленный срок правонарушитель, может быть подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ), за которое предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного первоначального штрафа.
Кроме этого разъяснить, что указанный штраф необходимо оплатить по следующим реквизитам: УФК по <АДРЕС> области (Министерство юстиций <АДРЕС> области, 04232004020) ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, р/с 40101810000000010003 в Отделение <АДРЕС> г. <АДРЕС>, БИК <НОМЕР>, КБК 900 116 011 930 100 29140, ОКТМО 10730000, наименование платежа: <НОМЕР>, УИН 0321411000000000000074409.
Квитанцию, подтверждающую оплату штрафа, представить мировому судье, вынесшему данное постановление. В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Постановление вступило в законную силу «_____» ___________________ 20__ года.
Мировой судья <ФИО1>